Курс "Как искать своих предков"    Запись здесь

Из воспоминаний детей войны » ПИСЬМО ВНУКУ(пятое – продолжение)

Весной 1942 года к нам в село привезли несколько еврейских семей, эвакуированных из Польши. Одну из  семей поселили в доме моего товарища Николая Литвиненко. Мы, подростки, дружившие с Николаем, проявляли большой интерес к этой еврейской семье, поэтому каждый день собирались гурьбой во дворе и наблюдали, что делают городские люди. Их образ жизни был совершенно другим. Они пользовались парфюмерией, носили кольца, серьги, браслеты и часы.

  Все это мы видели впервые, поэтому испытывали восторг и интерес. Кто-то из товарищей высказал мнение, что серьги, кольца, браслеты и часы, наверное, золотые, потому что блестят. Надо сказать, что золота никто из нас не видел,  о нем мы знали только по сказкам бабушек, поэтому тут же возник спор о подлинности золотых вещей квартирантов. Кто-то из нас стал утверждать, что золото должно не блестеть, а гореть, другие утверждали, что золото горит только в темноте. Итак, чтобы разрешить спор, было решено  поручить Николаю взять одну из вещей, чтобы проверить в темноте, как она горит.

  И вот, в один из тревожных дней, вся группа заговорщиков собралась во дворе и спряталась в сарае, ожидая полуденного зноя. Николай, который проживал в доме, где квартировали евреи, заметил, что в такую жаркую погоду квартиранты, а их было трое: пожилой еврей, его жена и бабушка еврейка, хорошо говорившая по-русски, поливали земляной пол водой и ложились отдохнуть, поспать.

  В это время решено было стащить у них какую-нибудь из золотых вещей. Замысел удался. Николай проник в ту комнату и вытащил из кармана брюк не просто безделушку, а золотые часы, да еще какие, с массивной золотой цепочкой! Как только Николай появился в дверях сарая с часами в руках, его тут же окружила компания из пяти человек. Каждому хотелось подержать в руках золото и часы стали передавать из рук в руки, выражая по-детски шумный восторг от увиденного, позабыв всякую осторожность, открыв двери сарая, чтобы было светло. В это время хозяин часов от предчувствия беды или от нашего шума проснулся, выглянул в окно и увидел нашу возню, выскочил на крыльцо, зашумел, кинулся к нам, пытаясь задержать в сарае, но сделать этого ему не удалось. Вся компания, как испуганная стая воробьев, кинулась из сарая врассыпную.

  Страшнее того, Николай, у которого в руках оказались часы, пробегая мимо колодца, от переполоха бросил часы в него и скрылся. Обнаружив пропажу золотых часов, евреи подняли шумный скандал с плачем навзрыд.

  К вечеру, с помощью наших родителей, мы были все изловлены и приведены на место преступления, в тот двор, где несколько часов назад мы радовались золоту, а теперь со слезами на глазах просили прощения,  вызывая к себе жалость родителей и сельчан, сбежавшихся во двор на происшествие. Тут же мы признались во всех грехах, утверждая, что хотели только посмотреть, как будет гореть в темноте золото, а потом положить его на место, а не воровать. Но как бы там ни звучало наше признание, а часы продолжали лежать на дне глубокого колодца, и их надо было как-то доставать, чем и занялись взрослые. 

Почвенная вода на Ставрополье залегает на больших глубинах. Чтобы ее достать, надо копать колодец на глубину  5 – 10 метров.  Таким  колодцем был и этот.  Было решено позвать на помощь того человека, кто копал колодец.

  Кирюша, не зря в народе бытует мнение, что золото – металл мистический, поэтому с ним надо быть осторожным, особенно, если это золото добыто нечестным путем, и я в это верю. Почему? Ты поймешь из дальнейшего рассказа. Человеком тем, которого позвали на помощь, был дед Никон – так его называли не только в нашем селе, уроженцем которого он был, но и во всей округе. Так как он в дальнейшем рассказе о часах будет не раз фигурировать, я остановлюсь на его характеристике.

  Из рассказов наших родителей мы знали, что человек этот обладал богатыркой силой, был незаурядной для села личностью. С первой мировой войны возвратился с двумя Георгиевскими крестами, женился, построил дом, заимел троих детей. Так бы и жил сельским бытом, если бы не случай, повергший его в несчастье. Однажды, проходя по сельской улице, он встретил стадо коров, возвращавшихся с пастбища. Во главе стада шел бугай (бык – производитель), был он крутого нрава. Чем ему не понравился дед, известно только ему, он напал на Никона, придавил к забору и стал бодать рогами, но дед применил богатырскую силу, свернул бугаю шею, вырвался и убежал. При этом от испуга или от перенапряжения сил он получил умственное помешательство, как говорят – свихнулся. Его помешательство редко выражалось буйными сценами, но случаи такие с ним бывали, поэтому в селе его побаивались, хотя от услуг его никто не отказывался. После того случая Никон стал тратить свои силы на копание  колодцев.

  М. Прилепа – твой дедушка



Друзья, пожалуйста, нажимайте на кнопки соцсетей, этим Вы поможете развитию проекта!