Полевой дневник » Приложение 2. Информационно-аналитическая справка по итогам ежегодных смотров-конкурсов школьных музеев
Динамика социально-экономических процессов современной России ставит перед системой образования целый комплекс задач, связанных с разработкой нового содержания образования, совершенствования форм и методов воспитания школьников. Проблема гражданско-патриотического становления подрастающего поколения, являющегося стратегическим ресурсом общества - одна из актуальнейших в современном российском образовании. Для создания экономически развитого, цивилизованного, демократического государства необходимо сформировать у подрастающего поколения высокие нравственные, этические качества, среди которых важное значение имеют патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.
Идея патриотического воспитания объединила усилия областных, муниципальных и общественных объединений и организаций, а утверждение государственной и областной программ патриотического воспитания молодежи сделало патриотическое воспитание приоритетным направлением в деятельности образовательных учреждений.
Одной из интересных форм работы по данному направлению являются ежегодные областные смотры-конкурсы музеев и уголков, посвященных ратным делам уральцев (проводятся с 1993 года). Участвуя в этом масштабном смотре, школьники конкретными делами проявляют свой патриотизм, гражданскую активность, ответственность за благополучие своей Родины. Смотр дает возможность проявить свое творчество и педагогам - руководителям школьных музеев.
Смотр-конкурс музеев и уголков боевой славы проводится отделением туризма и краеведения ГОУ ДОД ЦДОД "Дворец молодежи" совместно с Ассоциацией поисковых отрядов "Возвращение". Цель смотра - воспитание гражданственности и патриотизма, создание условий для реализации потребностей учащихся, связанных с поисковой, исследовательской, экскурсионной деятельностью в музеях образовательных учреждений Свердловской области.
Смотр проводится в два этапа:
1 этап - на уровне муниципальных образований - комиссии из представителей управлений образования, культуры, комитетов по делам молодежи и советов ветеранов Великой Отечественной войны знакомятся с работой лучших музеев боевой славы. Следует отметить плодотворную ежегодную работу конкурсных комиссий городов Верхняя Пышма, Качканар, Каменск-Уральский, Верхняя Салда, Нижний Тагил, Кушва, Асбест, Березовский, Сухой Лог, Новоуральск, Реж, Серов, Шалинского, Байкаловского, Сысертского, Камышловского и Каменского районов.
2 этап - заочное знакомство областной комиссией по смотру и паспортизации школьных музеев с материалами и творческими отчетами лучших музеев и уголков боевой славы образовательных учреждений, рекомендованных к участию в данном этапе муниципальными комиссиями.
Почти всеми руководителями музеев на конкурс представляются учебные программы по основам музееведения и методические разработки к ним. Занятия с обучающимися в этих школах проводится в системе, что влияет на качество подготовки юных поисковиков, экскурсоводов, хранителей фондов. Наиболее содержательные программы дополнительного образования для детей патриотической направленности представлены Ширяевой Т.М. из Центра водного спорта г. Новоуральска (программа "История Новоуральска в истории российского флота"), Плещевым А.М. из п. Большой Исток Сысертского района (программа для поисковых отрядов "Прометей"), Казаковой Г.И. из Дома детского творчества г. Кушва (программа "Градоведение"), Кошелевой И.В. - руководителем поискового отряда из д. Пелевино Байкаловского района (программа подготовки к полевым поисковым работам на местах сражений Великой Отечественной войны). Рекомендуем педагогам, руководителям музеев образовательных учреждений начать разработку Подобных программ и представить Их на аналогичном конкурсе, посвященном 60-летию Великой Победы.
Многие музеи работают в тесном контакте с общественными организациями и Муниципальными музеями. Ряд из них выполняют поисковые задания научных учреждений и частных лиц. Все музеи поддерживают связь с советами ветеранов Великой Отечественной войны.
Постоянно идет комплектование фондов музеев через материалы, собранные учащимися в походах и экспедициях, в государственных архивах, во время встреч с ветеранами войны и тружениками тыла (особенно активно в школе № 1 г. В. Пышма, школе с. Байкалово, школе им. Новикова г. Качканар, школах № 4, № 30 и № 15 г. Н. Тагил, школе № 1 г. Сухой Лог, школе № 7 п. Исеть, ЦВС г. Новоуральск, школе № 22 г. Асбест, школе № 14т. Каменск-Уральский, Березовской школе Артинского района). Всем руководителям музеев необходимо обратить серьезное внимание на сохранение и учет уникальных музейных памятников.
В музеях, участниках смотра-конкурса, активно ведется экскурсионная работа, материалы музеев используются на уроках, факультативах и на занятиях кружков. На базе музеев проводятся интеллектуальные игры, конкурсы, встречи, праздники, конференции. Следует отметить методические разработки Агафоновой Г.Е. - руководителя музея школы № 22 г. Асбеста (интеллектуально-познавательные игры "Морской бой", "Битва за Москву"), Плюсниной Л.А. - руководителя музея школы № 17 г. Полевского (разработки уроков с использованием материалов школьного музея), Лихачевой А.Н. и Чухаревой Т.Н. - педагогов школы № 142 Чкаловского района г. Екатеринбурга (литературно-музыкальная композиция "Выпускной бал 1941 г."), Еловиковой СЖ завуча школы п. Азиатский г. Кушва (литературно-поэтическая композиция "И смотрит на сынов своих Россия").
Активисты музеев сотрудничают со средствами массовой информации. Сообщения о поисковой работе, о новых находках, встречах с ветеранами постоянно появляются на страницах газет. По данному направлению деятельности необходимо отметить музеи школ № 1, № 7 и № 2 г. В. Пышма, № 22 г. Асбеста, № 1 г. Реж, № 1 г. Полевской, № 1 г. В. Салда, с. Пелевино Байкаловского района, № 4 г. Н. Тагил, Шк.. Новикова г. Качканар, № 1 г. Сухой Лог, ЦВС г. Новоуральск, ДДТ Шалинского района, ДДТ г. Кушва, Покровской школы Каменского района.
За прошедшие годы заметно усилилась практическая составляющая социальных инициатив школьников, расширился круг единомышленников из среды местного сообщества, поддерживающих гражданско-патриотические начинания молодых.
Отлично работают по областным акциям "Ветеран", "Милосердие" ребята из школ № 1 и № 2 г. В. Пышма, с. Байкалово и с. Пелевино, № 4, № 15 и № 30 г.. Н.Тагил, № 5 п. Большой Исток и № 7 п. Исеть, школы № 142 п. Горный Щит, Сухановской школы Артинского района. Не достаточно активно ведется работа по акции "Письмо из госпиталя" (в ней участвуют лишь школа № 1 г. Реж, школа с. Байкалово, школа № 1 им. Пушкина г. В. Салда).
По областной акции "Письмо из госпиталя" активистами музея школы № 1 г. Реж восстановлена историй эвакогоспиталя № 3106, во время встреч ведется запись воспоминаний мед. персонала и бывших больных, учащиеся ухаживают за могилами умерших в госпитале. Среди новых поступлений стихотворение учителя школы №• 1 Тумасовой Марии Васильевны
"Госпиталь"
Война и Реж не обошла сторонкой.
Сыночков с болью провожала мать,
С тревогой в письма всматривалась долго
И в лица бледные, приехавших в санчасть.
А в школы, дети где должны учиться,
Везли кровати вместо школьных парт.
И в госпиталь военный ученицы
Дежурить шли, лечить больных солдат.
Они стирали им бинты, повязки,
Давали пить, иль губы помочить.
Стонал боец: "Родная, очень тяжко"-
Бежала, про усталость позабыв.
Стирали руки гимнастерки тоже,
Чинили дырки после пуль не раз,
Писали письма девушке пригожей
И матери в Сибирь иль на Кавказ.
И этим девочкам на плечи ноша
Легла безжалостно на все года.
В Победе над врагом частица тоже
Тех девочек, тех крошечек была.
По этой же акции поисковиками Байкаловской школы проведена сверка документов райвоенкомата и Книги Памяти. В результате чего обнаружено 263 человека, погибших или пропавших без вести, но не внесенных в данную книгу, материалы поиска переданы в Ассоциацию поисковых отрядов "Возвращение". Учащиеся этой школы систематически ухаживают за памятниками погибшим в Великой Отечественной войне в с. Байкалово, в заброшенной д. Заниной, за могилой П.Я. Масленникова - участника боев под Ленинградом. Не менее 3 раз в неделю юные поисковики помогают по хозяйству вдовам ветеранов войны.
Активисты музея им. К.Н. Новикова из г. Качканара собирают материал о ветеранах войн, обрабатывают анкеты, выпускают книги воспоминаний воинов-уральцев.
В музее "Наука и техника Нижнего Тагила в лицах" политехнической гимназии на основании подлинных документов, принесенных учащимися в музей, был выпущен альманах "Великая Отечественная война в судьбах семей гимназистов", материалы которого активно используются на уроках и на внеклассных занятиях.
В целом в 2004 году лучшим музеем признан музей школы села Байкалово (руководитель Жданова Валентина Павловна), 2 место - у актива музея школы им. Новикова г. Качканар (руководители Стрельникова Галина Алексеевна и Титовец Михаил Иванович), 3 место занял музей школы № 1 г. Реж (руководитель Старова Вера Алексеевна).
В ходе смотра выявлена потребность в повышении квалификации руководителей музеев и поисковых групп по теме "Воспитание гражданственности и патриотизма музейными средствами", "Организация исследовательской деятельности в музее образовательного учреждения".
ГОУ ДОД ЦДОД "Дворец молодежи" рекомендовал к участию во Всероссийском смотре-конкурсе военно-исторических музеев образовательных учреждений, посвященном 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, материалы музея Байкаловской школы, Дома творчества Шалинского района и музея школы № 5 Сысертского районов, школы им. К.Н. Новикова г. Качканара, школы № 4 г. Нижнего Тагила, школы № 2 г. Верхней Пышмы, школы № 1 т. Сухого Лога, Центра водного спорта г. Новоуральска.
В итоге можно сказать, что, участвуя в создании и деятельности школьных музеев, педагоги и учащиеся, помимо решения задач совершенствования содержания и методов обучения и воспитания, вносят неоценимый вклад в дело сохранения и использования объектов культурно-исторического наследия, способствуя тем самым реализации соответствующих функций государства.
Вопилова Ольга Владимировна
ст. методист ГОУ ДОД ЦДОД "Дворец молодежи".
т. 245-71-10
Друзья, пожалуйста, нажимайте на кнопки соцсетей, этим Вы поможете развитию проекта!