Курс "Как искать своих предков"    Запись здесь

Полевой дневник » Приложение 2. Информационно-аналитическая справка по итогам ежегодных смотров-конкурсов школьных музеев

Динамика социально-экономических процессов современной России ставит пе­ред системой образования целый комплекс задач, связанных с разработкой нового содержания образования, совершенствования форм и методов воспитания школьни­ков. Проблема гражданско-патриотического становления подрастающего поколе­ния, являющегося стратегическим ресурсом общества - одна из актуальнейших в со­временном российском образовании. Для создания экономически развитого, циви­лизованного, демократического государства необходимо сформировать у подрас­тающего поколения высокие нравственные, этические качества, среди которых важ­ное значение имеют патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.

Идея патриотического воспитания объединила усилия областных, муниципаль­ных и общественных объединений и организаций, а утверждение государственной и областной программ патриотического воспитания молодежи сделало патриотиче­ское воспитание приоритетным направлением в деятельности образовательных уч­реждений.

Одной из интересных форм работы по данному направлению являются ежегод­ные областные смотры-конкурсы музеев и уголков, посвященных ратным делам уральцев (проводятся с 1993 года). Участвуя в этом масштабном смотре, школьники конкретными делами проявляют свой патриотизм, гражданскую активность, ответ­ственность за благополучие своей Родины. Смотр дает возможность проявить свое творчество и педагогам - руководителям школьных музеев.

Смотр-конкурс музеев и уголков боевой славы проводится отделением туризма и краеведения ГОУ ДОД ЦДОД "Дворец молодежи" совместно с Ассоциацией поис­ковых отрядов "Возвращение". Цель смотра - воспитание гражданственности и пат­риотизма, создание условий для реализации потребностей учащихся, связанных с поисковой, исследовательской, экскурсионной деятельностью в музеях образова­тельных учреждений Свердловской области.

Смотр проводится в два этапа:

1 этап - на уровне муниципальных образований - комиссии из представителей управлений образования, культуры, комитетов по делам молодежи и советов ветеранов Великой Отечественной войны знакомятся с работой лучших музеев боевой сла­вы. Следует отметить плодотворную ежегодную работу конкурсных комиссий горо­дов Верхняя Пышма, Качканар, Каменск-Уральский, Верхняя Салда, Нижний Тагил, Кушва, Асбест, Березовский, Сухой Лог, Новоуральск, Реж, Серов, Шалинского, Байкаловского, Сысертского, Камышловского и Каменского районов.

2 этап - заочное знакомство областной комиссией по смотру и паспортизации школьных музеев с материалами и творческими отчетами лучших музеев и уголков боевой славы образовательных учреждений, рекомендованных к участию в данном этапе муниципальными комиссиями.

Почти всеми руководителями музеев на конкурс представляются учебные про­граммы по основам музееведения и методические разработки к ним. Занятия с обу­чающимися в этих школах проводится в системе, что влияет на качество подготовки юных поисковиков, экскурсоводов, хранителей фондов. Наиболее содержательные программы дополнительного образования для детей патриотической направленно­сти представлены Ширяевой Т.М. из Центра водного спорта г. Новоуральска (про­грамма "История Новоуральска в истории российского флота"), Плещевым А.М. из п. Большой Исток Сысертского района (программа для поисковых отря­дов "Прометей"), Казаковой Г.И. из Дома детского творчества г. Кушва (программа "Градоведение"), Кошелевой И.В. - руководителем поискового отряда из д. Пелевино Байкаловского района (программа подготовки к полевым поисковым работам на местах сражений Великой Отечественной войны). Рекомендуем пе­дагогам, руководителям музеев образовательных учреждений начать разработку Подобных программ и представить Их на аналогичном конкурсе, посвященном 60-летию Великой Победы.

Многие музеи работают в тесном контакте с общественными организациями и Муниципальными музеями. Ряд из них выполняют поисковые задания научных уч­реждений и частных лиц. Все музеи поддерживают связь с советами ветеранов Ве­ликой Отечественной войны.

Постоянно идет комплектование фондов музеев через материалы, собранные учащимися в походах и экспедициях, в государственных архивах, во время встреч с ветеранами войны и тружениками тыла (особенно активно в школе № 1 г. В. Пышма, школе с. Байкалово, школе им. Новикова г. Качканар, школах № 4, № 30 и № 15 г. Н. Тагил, школе № 1 г. Сухой Лог, школе № 7 п. Исеть, ЦВС г. Новоуральск, шко­ле № 22 г. Асбест, школе № 14т. Каменск-Уральский, Березовской школе Артинского района). Всем руководителям музеев необходимо обратить серьезное внимание на сохранение и учет уникальных музейных памятников.

В музеях, участниках смотра-конкурса, активно ведется экскурсионная работа, материалы музеев используются на уроках, факультативах и на занятиях кружков. На базе музеев проводятся интеллектуальные игры, конкурсы, встречи, праздники, конференции. Следует отметить методические разработки Агафоновой Г.Е. - руко­водителя музея школы № 22 г. Асбеста (интеллектуально-познавательные игры "Морской бой", "Битва за Москву"), Плюсниной Л.А. - руководителя музея школы № 17 г. Полевского (разработки уроков с использованием материалов школьного музея), Лихачевой А.Н. и Чухаревой Т.Н. - педагогов школы № 142 Чкаловского района г. Екатеринбурга (литературно-музыкальная композиция "Выпускной бал 1941 г."), Еловиковой СЖ завуча школы п. Азиатский г. Кушва (литературно-поэтическая композиция "И смотрит на сынов своих Россия").

Активисты музеев сотрудничают со средствами массовой информации. Со­общения о поисковой работе, о новых находках, встречах с ветеранами постоянно появляются на страницах газет. По данному направлению деятельности необходимо отметить музеи школ № 1, № 7 и № 2 г. В. Пышма, № 22 г. Асбеста, № 1 г. Реж, № 1 г. Полевской, № 1 г. В. Салда, с. Пелевино Байкаловского района, № 4 г. Н. Тагил, Шк.. Новикова г. Качканар, № 1 г. Сухой Лог, ЦВС г. Новоуральск, ДДТ Шалинского района, ДДТ г. Кушва, Покровской школы Каменского района.

За прошедшие годы заметно усилилась практическая составляющая социаль­ных инициатив школьников, расширился круг единомышленников из среды мест­ного сообщества, поддерживающих гражданско-патриотические начинания моло­дых.

Отлично работают по областным акциям "Ветеран", "Милосердие" ребята из школ № 1 и № 2 г. В. Пышма, с. Байкалово и с. Пелевино, № 4, № 15 и № 30 г.. Н.Тагил, № 5 п. Большой Исток и № 7 п. Исеть, школы № 142 п. Горный Щит, Сухановской школы Артинского района. Не достаточно активно ведется работа по акции "Письмо из госпиталя" (в ней участвуют лишь школа № 1 г. Реж, школа с. Байкало­во, школа № 1 им. Пушкина г. В. Салда).

По областной акции "Письмо из госпиталя" активистами музея школы № 1 г. Реж восстановлена историй эвакогоспиталя № 3106, во время встреч ведется запись воспоминаний мед. персонала и бывших больных, учащиеся ухаживают за могилами умерших в госпитале. Среди новых поступлений стихотворение учителя школы №• 1 Тумасовой Марии Васильевны

"Госпиталь"

Война и Реж не обошла сторонкой.

Сыночков с болью провожала мать,

С тревогой в письма всматривалась долго

И в лица бледные, приехавших в санчасть.

А в школы, дети где должны учиться,

Везли кровати вместо школьных парт.

И в госпиталь военный ученицы

Дежурить шли, лечить больных солдат.

Они стирали им бинты, повязки,

Давали пить, иль губы помочить.

Стонал боец: "Родная, очень тяжко"-

Бежала, про усталость позабыв.

Стирали руки гимнастерки тоже,

Чинили дырки после пуль не раз,

Писали письма девушке пригожей

И матери в Сибирь иль на Кавказ.

И этим девочкам на плечи ноша

Легла безжалостно на все года.

В Победе над врагом частица тоже

Тех девочек, тех крошечек была.

По этой же акции поисковиками Байкаловской школы проведена сверка документов райвоенкомата и Книги Памяти. В результате чего обнаружено 263 человека, погибших или пропавших без вести, но не внесенных в данную книгу, материалы поиска переданы в Ассоциацию поисковых отрядов "Возвращение". Учащиеся этой школы систематически ухаживают за памятниками погибшим в Великой Отечественной войне в с. Байкалово, в заброшенной д. Заниной, за могилой П.Я. Масленникова - участника боев под Ленинградом. Не менее 3 раз в неделю юные поисковики помогают по хозяйству вдовам ветеранов войны.

Активисты музея им. К.Н. Новикова из г. Качканара собирают материал о ветера­нах войн, обрабатывают анкеты, выпускают книги воспоминаний воинов-уральцев.

В музее "Наука и техника Нижнего Тагила в лицах" политехнической гимназии на основании подлинных документов, принесенных учащимися в музей, был выпущен альманах "Великая Отечественная война в судьбах семей гимназистов", материалы которого активно используются на уроках и на внеклассных занятиях.

В целом в 2004 году лучшим музеем признан музей школы села Байкалово (руководитель Жданова Валентина Павловна), 2 место - у актива музея школы им. Новикова г. Качканар (руководители Стрельникова Галина Алексеевна и Титовец Михаил Иванович), 3 место занял музей школы № 1 г. Реж (руково­дитель Старова Вера Алексеевна).

В ходе смотра выявлена потребность в повышении квалификации руководителей музеев и поисковых групп по теме "Воспитание гражданственности и патриотизма музейными средствами", "Организация исследовательской деятельности в музее об­разовательного учреждения".

ГОУ ДОД ЦДОД "Дворец молодежи" рекомендовал к участию во Всероссий­ском смотре-конкурсе военно-исторических музеев образовательных учрежде­ний, посвященном 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, материа­лы музея Байкаловской школы, Дома творчества Шалинского района и музея школы № 5 Сысертского районов, школы им. К.Н. Новикова г. Качканара, школы № 4 г. Нижнего Тагила, школы № 2 г. Верхней Пышмы, школы № 1 т. Сухого Лога, Центра водного спорта г. Новоуральска.

В итоге можно сказать, что, участвуя в создании и деятельности школьных му­зеев, педагоги и учащиеся, помимо решения задач совершенствования содержания и методов обучения и воспитания, вносят неоценимый вклад в дело сохранения и ис­пользования объектов культурно-исторического наследия, способствуя тем самым реализации соответствующих функций государства.

Вопилова Ольга Владимировна

ст. методист ГОУ ДОД ЦДОД "Дворец молодежи".

т. 245-71-10



Друзья, пожалуйста, нажимайте на кнопки соцсетей, этим Вы поможете развитию проекта!