Курс "Как искать своих предков"    Запись здесь

КАПУСТИН

Кроме общеизвестного (название огородной культуры), слово капуста имело ряд говорных значений: «щи» (Даль); (собир.) онеж.«овощи»; новг., волог.«холодная похлебка, приготовляемая из квашеной капусты» (СРНГ).

Фамилию рассматривают обычно в ряду образованных от названий овощей (см.: Унбегаун. С.153; Грушко, Медведев. С.207); по мнению В.А.Никонова, в ее основе — только «нецерковное мужское личное имя» (Никонов. С.49).

Исторические примеры: «Иван Капустин, послух в Новгородской области, XIV или XV в.; Андрейко Капуста, крестьянин Ясенского погоста, 1498; Тимоха Капустин, переславский рыболов, 1562» (Тупиков); «Таней Андреевич Капустин, 1550 г., Воротынск; Утеш Андреевич Капустин, казнен в опричнине в 1570 г.; Редька, Капуста и Горох Андреевичи Семичевы, помещики, 1582 г., Новгород» (Веселовский I); «Крестьянин поч.Клочихин на р.Колве Онтипко Трофимов сын Капустин, 1623» (Полякова).

Из топонимических параллелей: д.Капустины в Мурашинском р-не Кировской обл.

В XVII в. в Верхотурском у. фамилию носили крестьяне: Елизар Васильевич Капустин, родившийся на р.Пинеге, переселился в 1645/46 г. в Белослудскую сл., у него были сыновья Тимофей и Сидор; в ту же Белослудскую сл. из Пинежского у. в 1668/69 г. пришел Василий Иванович Капустин, основавший д.Капустину и живший там с сыновьями Ефремом, у которого был сын Герасим, и Тимофеем с сыном Дмитрием (перепись 1680 г.).

В границах будущего Камышловского у. фамилия также известна с XVII в.: в документе 1681/82 г. упоминается целовальник Калиновской сл. (33:1) Иван Филиппович Капуста (в другом месте — Капустин; см.: Шишонко III. С.825,842); переписью 1710 г. он учтен как крестьянин д.Микитушкиной (32:1) И.Ф.Капустин, с ним жили сын Егор с женой Еленой Тимофеевной и сыновьями Никитой и Ефимом, в другом дворе той же деревни жил еще один его сын, Карп Иванович Капустин. Их потомками были крестьяне Капустины в Троицкой сл.

В д.Чюпиной (21:5) переписью 1710 г. учтен пришлый Василий Тимофеевич Капустин, возможно, принадлежавший к одному из белослудских родов Капустиных (см. выше).

В Новопышминской сл. (34:1) проживал «дворник» (подворник) Лука Осипович Капустин, «родом устюженин» (перепись 1710 г.).

В первой половине XVIII в. фамилия фиксировалась в Каменской сл.: «строшным» работником (батраком) у подьячего Ф.Е.Неклюдова был Никита Капустин, по-видимому, уроженец Калиновской сл.; в д.Черноусовой (40:13) жил драгун Иван Лукьянович Капустин, взятый в 1724 г. вместе с сыном Иваном в рекруты (II ревизия, 1745 г.).

В 1822 г. в Камышлове, в Зырянской и Беляковской сл. фамилию носили священнослужители (в городе — протоиерей и диакон), вообще она характерна для духовного сословия: в те же годы в Пермской губ. жили священник Николаевской церкви Далматовского монастыря Леонтий Васильевич Капустин, 1791-1793 гг. (Шишонко III. С.980), дьячок Илья Капустин (1840 г.), екатеринбург-ский благочинный Стефан Капустин (1812 г.) и даже епископ — Иона Капустин, а в с.Батуринском (Шадринский у.) сменилось несколько поколений священников Капустиных; любопытна попытка одного из Капустиных обосновать дворянские корни своего рода (см.: Мангилева. С.47,66,74,173,204).

В среде духовенства фамилия могла иметь искусственное (возможно, семинарское) происхождение, капуста же выбрана как типично постная пища, своеобразный символ постнической жизни, самоограничения и воздержания; ср. в «Пословицах русского народа» В.И.Даля: «Хлеб да капуста лихого не попустят. Капуста лучше пуста: хоть в брюхе не порожне. Ел, ел капусту, а в брюхе все пусто. Не казни Бог ничем, как капуста ни с чем».

Фамилия распространена в Богдановичском р-не (Память — 12 чел.), встречается в Далматовском р-не, в Екатеринбурге (Память; Т 1974).

1.1. Камышлов город, приход Покровского собора город Камышлов, с 1668 – Камышевская (после 1686 – Камышловская) слобода, с 1781 – уездный город

8.1. Зырянская слобода, приход Сергиевской церкви Зырянская слобода, деревня Зырянская (1719), село – не позднее 1733

23.1. Беляковская слобода, приход Богородицкой церкви Беляковская слобода

32.1. Троицкая слобода, приход Троицкой церкви Троицкая слобода, деревня Микитушкина (1710), она же Никитина, с 1747 – село Троицкое

Текст  приводится из книги Алексея Геннадьевича Мосина «Словарь Уральских фамилий», издательство "Екатеринбург", 2000 г. Все авторские права защищены. При цитировании текста и использовании его в публикациях ссылка обязательна.



Друзья, пожалуйста, нажимайте на кнопки соцсетей, этим Вы поможете развитию проекта!