Курс "Как искать своих предков"    Запись здесь

КОСТРОМИН

Комментируя эту и некоторые другие фамилии (в том числе ВЕТЛУГИН, МОСКВИН, САМАРИН — см.), Б.-О.Унбегаун писал: «Имена многих известных русских городов происходят от названий рек, на которых они стоят, и часто они омонимичны этим названиям. Что касается фамилий, образованных от них, то нет полной ясности относительно их первоначального источника. Для старых фамилий более вероятно предполагать образование от речных названий, чем от названий городов» (Унбегаун. С.115; см. также: Грушко, Медведев. С.330).

В данном случае исходное прозвище мог получить как уроженец города Костромы, так и выходец из уезда или губернии, административным центром которых он являлся; поэтому определение, что прозвище дано «человеку, приехавшему из Костромы» (Е.Н.Полякова. С.119), представляется неполным.

Нельзя исключить также возможности происхождения прозвища от каких-то значений нарицательного кострома, прежде всего — от связанных с народными поверьями и обрядами: «Кострома — в восточнославянской мифологии воплощение плодородия. В русских обрядах «проводов весны» («проводов Костромы») Кострома — молодая женщина, закутанная в белые простыни, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода. При ритуальных похоронах Костромы ее воплощает антропоморфное чучело. Чучело хоронят (сжигают, разрывают на части) с обрядовым оплакиванием и смехом, но Кострома воскресает. Ритуал призван был обеспечить плодородие. Название «Кострома» связывают с рус. «костерь», «костра» и другими обозначениями коры растений» (СМ. С.231).

Ср. также: кострома — «игра»; тул.«розги, пук прутьев, батоги»; тобол.«низкий сорт мыла» (Даль); «святочная песня»; карел.«баба-яга» (СРНГ).

Прозвище известно с XIV в.: «Кострома, дьяк вел. кн. Ивана Калиты, писал его духовную грамоту, 1328 г.» (Веселовский I); «Левонтей Кострома, псковский посадник, 1369» (Тупиков). В Приуралье фамилия документируется с конца XVI в.: «Чердынец Никитка Семенеев сын Костромин, 1596» (Полякова).

В 1701 г. вклад в Далматовский монастырь сделал подьячий тобольской приказной палаты Яков Костромин (Манькова. С.146).

Одним из родоначальников Костроминых на Среднем Урале был крестьянин Невьянской сл. Евтихий Григорьевич Кострома, 1640-е гг. (Преображенский. С.356; ИУ. С.217); вероятно, им была основана д.Костромская (сейчас д.Кострома в Алапаевском р-не), в которой переписью 1680 г. учтены дворы его сына, Евдокима Евтихиевича Костромина, у которого были сыновья Потап и Михаил, и Григория Тимофеевича Костромина, с которым жили сыновья Борис, Кирилл, Мокей и Елисей.

В границах будущего Камышловского у. фамилия известна с начала XVIII в. В д.Бобровской (42:3) жил крестьянин Семен Никифорович Костромин (перепись 1719 г.). Крестьянин д.Травянской (3:1) Тит Иванович Костромин был «причислен в Багаряцкую слободу» (II ревизия, 1745 г.).

Предками Костроминых из прихода с.Грязновского были крестьяне д.Чюдовой (39:4) братья Михаил и Потап Евдокимовичи Костромины, переселившиеся из д.Костроминой (см. выше), а также сын Потапа Михаил, живший своим двором (перепись 1719 г.).

Предками Костроминых в Шаблишской сл. были крестьяне «деревни над Шаблишем озером» (прежнее название слободы) братья Федор (с сыном Сысоем, у которого были сыновья Ларион и Фотей), Онуфрий (Анофрей; с ним жил племянник Алексей Андреевич) и слепой Терентий (с ним жили сыновья Сила, Прокопий, Петр и Ферапонт) Стахиевичи (или Евстафьевичи — «Стахеевы») Костромины (перепись 1719 г.); ср.: в документе начала XVIII в. упоминается крестьянин Каменской сл. Терентий Костромин (Шишонко III. С.838).

В 1822 г. в Камышловском у. фамилию носили крестьяне (в с.Грязновском также солдатка). Фамилия распространена в Богдановичском (Память — 24 чел.), Далматовском (Память — 7 чел.) р-нах, встречается в Каменском, Камышловском, Пышминском, Сухоложском р-нах, в Екатеринбурге (Память; Т 1974).

10.1. Шаблишская слобода, приход Архангельской церкви Шаблишская слобода, «деревня над Шаблишем озером» (1719), с 1732 – слобода

15.1. Тамакульская слобода, приход Георгиевской церкви Тамакульская слобода

15.3. Атяш(с)кая деревня, приход Георгиевской церкви Тамакульская слобода, дереня Атяш (Отяш), 1869

 

39.1    Грязновское село, приход Богородицкой церкви село Грязновское, деревня Грязнуха (1710); село с 1807

39.2 Голопупова деревня, приход Богородицкой церкви село Грязновское, она же Орлова (1923)*

39.4 Чудова деревня, приход Богородицкой церкви село Грязновское

Текст  приводится из книги Алексея Геннадьевича Мосина «Словарь Уральских фамилий», издательство "Екатеринбург", 2000 г. Все авторские права защищены. При цитировании текста и использовании его в публикациях ссылка обязательна.



Друзья, пожалуйста, нажимайте на кнопки соцсетей, этим Вы поможете развитию проекта!