КЫШТЫМОВ
Объясняя происхождение названия г.Кыштыма в Челябинской обл. (основан в 1757 г. как Кыштымский завод), А.К.Матвеев приводит текст из «Истории Сибири» Г.Ф.Миллера («Кыштымами же по-татарски называются такие народы, которые обязаны другому народу покорностью и платежом дани»), и продолжает: «В русских документах XVII в., повествующих о взаимоотношениях русских с местным коренным населением Сибири, этот термин встречается довольно часто. Еще один путь: в башкирском языке есть слово кышкы — «зимний», при усвоении которого русским языком могла произойти замена второго к на т (диссимиляция). С точки зрения смысла такое объяснение тожеФ вполне приемлемо: у кочевников были и зимние становища» (Матвеев. С.109; о народности кыштым см. также: Бахрушин II. С.223).
В вятских говорах зафиксировано слово кыштым в значении «всклокоченные, непричесанные волосы; лохмы» (СРНГ). Ср. также в коми-пермяцком языке: кыштцм — «без скорлупы; без кожуры; без шелухи; без корки» (КПРС).
Е.Н.Полякова производит фамилию от прозвища Кыштым «из диалектного слова кыштым «всклокоченные, непричесанные волосы, лохмы» <...…>, заимствованного из коми языка» (Полякова. С.131). Упоминание фамилии Кыштымов в ряду фамилий, образованных от географических названий (см.: Житников. С.22) нуждается как минимум в серьезном обосновании.
В Приуралье фамилия учтена в конце XVII в. («Житель Соли Камской Кыштымов, 1692» — Полякова), в Зауралье — в начале XVIII в.: в Мехонской сл. жил крестьянин Иван Никитич Кыштымов с братом Иваном (именные списки 1708 г.).
В 1822 г. в Новопышминской и Прокопьевской сл. фамилию носили священно- и церковнослужители, в Пышминской экономической сл. — отставной солдат, в д.Оксарихе — крестьяне.
Фамилия распространена в Талицком р-не (Память — 10 чел.), встречается в Богдановичском р-не (Память).
31.1. Пышминская экономическая слобода, приход Сретенской церкви Пышминская экономическая слобода, деревня Верхотурского Николаевского монастыря (основана между 1659 и 1680), село Никольское (1869)
31.2. Оксариха деревня, приход Сретенской церкви Пышминская экономическая слобода
34.1. Новопышминская слобода, приход Архангельской церкви Новопышминская слобода, возникла на месте деревни Пышминской (основанной Невьянским Богоявленским монастырем в 1657/58 г.) в 1681, в документах конца XVII в. – Верх-Пышминская
38.1. Прокопьевская слобода, приход Прокопьевской церкви Прокопьевская слобода, деревня Кунярская (1710), Кунарская (1719), с 1735 – село Прокопьевское, оно же Кунара (1869), Кунарское (1902)
Текст приводится из книги Алексея Геннадьевича Мосина «Словарь Уральских фамилий», издательство "Екатеринбург", 2000 г. Все авторские права защищены. При цитировании текста и использовании его в публикациях ссылка обязательна.
Друзья, пожалуйста, нажимайте на кнопки соцсетей, этим Вы поможете развитию проекта!