Курс "Как искать своих предков"    Запись здесь

История происхождения фамилии

Здесь опубликованы статьи Владимира Олеговича Максимова, генерального директора ИИЦ "История фамилий". Заказать исследование Вашей фамилии Вы можете здесь www.familii.ru с 5 % скидкой, указав, что от Оксаны Корневой.

Тайны фамилии

Уверен, что хотя бы раз в жизни каждый из наших читателей да помечтал о том, как интересно было бы стать археологом. Раскопать древнее городище. Найти старинные рукописи. Прикоснуться к истории.

Увы, каждому стать археологом не суждено. Да и археологических находок на всех, как говорится, просто не хватит. Но почувствовать себя исследователем старины, почти реально «окунуться» в быт и даже разговор наших предков может практически каждый желающий. Только вот лопату придётся отложить.

Не все догадываются, что источником исторических исследований могут быть не только тайные подвалы древнего замка или средневековый манускрипт, но и собственный паспорт. Именно так. Поскольку в наших паспортах указаны фамилии - семейные прозвания, возникшие ещё в XIX, XVIII и даже XVII веках, а первоначальное значение их основ очень часто являются для большинства тайной за семью печатями. И эту тайну разгадать порой весьма непросто.

А фамилии могут рассказать об очень многом.

Например, какими именами на Руси в старину родители крестили своих детей, и как эти имена звучали в живой русской речи. Ведь значительная часть русских фамилий восходит к церковным именам. Как правило - к мужским именам: Иванов, Петров, Сидоров и др. Но если мы заглянем в святцы, то обнаружим, что в них нет даже имени Иван. Но есть - Иоанн. Нет в них имени Осип, ставшего основой популярной ныне фамилии Осипов. Но есть Иосиф: таково каноническое написание этого имени. И Есины тоже могут быть потомками Иосифа: это имя в обиходе употреблялось и в форме Еся. Но Есями в старину называли и Евстафиев, и Евстратов, и Евстигнеев, и Евсевиев, и Евсториев, и Евстохиев. Часть фамилий сохранила упоминание имени матери: Софьин, Неонилин, Федорин и др. Славянская традиция предполагала образование семейного прозвища от имени отца. Но в случае гибели мужа и имя матери могло стать основой фамилии ее детей. Более того, обиходные формы мужских и женских имён нередко совпадали. Например, в форме Хима употреблялось и мужское имя Евфимий, и женское - Евфимия (одинаковые варианты сохранились у имён Алек­сандр и Александра, Валентин и Вален­тина, Евгений и Евгения). В этот период происходил своеобразный процесс "становления" обиходных форм иноя­зычных крестильных имён, поэтому "домашние" их формы нередко совпа­дали для нескольких имён каноничес­ких (как и сейчас Лёшами называют Алексеев и Леонидов, а Гошами - Иго­рей и Георгиев). Вообще же, число на­родных форм крестильных имён было очень велико.

Поведают фамилии и о том, что в дополнение к церковному имени каж­дый русский человек в старину получал второе имя - мирское. Мирской именник даже по сравнению с числом народ­ных форм крестильных имён был поис­тине неисчерпаем. Именем могло стать практически любое слово: Кошка, Бло­ха, Удача, Зима, Неволя, Дорога, Дума и т.п. Эти имена записывались и в гра­мотах: Ивашко Кручина, Нефёд (а это - Мефодий) Сапог, Тимоха Каравай. Если же человек получал прозвище, то в до­кументах в качестве второго имени мог­ло записываться и оно, а «детское» имя постепенно забывалось. О том, на­сколько часто вторым именем стано­вилось прозвище, можно судить по по­пулярности «говорящих» фамилий Без­руков, Беззубов, Долгов ('долгий' - «вы­сокий»), Говорухин и других. А чтобы понять, сколь разнообразными были традиции выбора мирских имён, сле­дует ознакомиться с огромным множе­ством фамилий. Например, большое число фамилий образовано от имён, указывавших, каким по счёту в семье родился ребёнок: Одинцов, Первухин, Другов, Вторушин, Третьяков, Четверушкин, Пятаков и др. Во многих семь­ях имена повторяли названия рыб (Ка­рась, Линь, Окунь), птиц (Голубь, Гусь), зверей (Волк, Медведь, Соболь), пред­метов домашнего обихода (Горшок, Ступа, Кочерга) и т.п. И всё это разнообразие сохранилось в современных фамилиях.

Подробнейшим образом фамилии от­разили профессии наших предков. Каждому понятно, чем занимался пре­док Кузнецовых или Мельниковых, Сапожниковых или Рыбаковых. А как быть, если у Вас фамилия Водолеев? Или Куцеволов? Ничего инопланетного в пер­вой фамилии нет. Водолеями называли работников солеварен, носивших соля­ной раствор из колодца в варницу. А предок Куцеволовых не звался Куцым Волом, а занимался серьёзным делом - изготавливал, т.е. «валял» из шерсти или пеньковой пряжи покрывала, одея­ла, ковры. На юго-западе России мас­теров называли 'куцевалами'. А когда значение прозвища забылось, то и на­писание фамилии могли изменить на такое, которое посчитали более «пра­вильным».

А как Вам нравится фамилия Гадяцкий? Между тем, знающий человек ре­зонно ответит, что это весьма благород­ная казачья фамилия. В Войске Запо­рожском был целый Гадяцкий полк, по­лучивший название потому, что полко­вое «управление» находилось в старин­ном городе Гадяче (т.е. «Змеином») на Полтавщине. А Душилихинский? Нико­го родоначальник не душил и сам, как говорится, задушен ни разу не был. Но проживал когда-то в деревеньке с на­званием Душилиха, которое ещё в начале XIX века существовало на берегах реки Сороти, притока реки Великой, впадающей в Псковское озеро. Если внимательно «прочи­тать» все географические фами­лии, то откроется удивительная и незнакомая нам карта Древней Руси, России с её многочисленны­ми починками и погостами, сёла­ми и выселками, деревнями в три двора и многолюдными городами. Многие из этих селений давно ис­чезли, другие получили новые на­звания, третьи и доныне сохрани­ли свои исконные имена. И все эти «города и веси» отразились в на­ших фамилиях: Костромитин, Боровитин (из города Боровска), Венёвцев, Каширский, Стародубцев, Сысолятин, Новгородцев (эта фамилия указывает не только на выходцев из Ве­ликого Новгорода, но и из бесчислен­ных в прошлом Новых Городков) и т.д. И даже такая загадочная «старорежим­ная» фамилия как Старорусский вдруг окажется «прозрачной»: а не из Старой ли Руссы был родом Ваш предок в де­сятом колене?

Конечно, фамилии Сперанский, Гиляровский, Экземплярский, Тринитатов и Фаворский звучат вовсе «не по-русски». А, простите, как же им звучать, если были они сочинены (в буквальном смысле этого слова), людьми учёными, знатоками богословия, философии, истории, греческого языка и латыни? Такие фамилии в Х\/III-ХIХ вв. присваи­вались будущим священнослужителям администрацией духовных семинарий. Разумеется, семинарские наставники опирались на христианские символы, церковнославянский, древнегреческий языки и латынь. Просто потому, что счи­тали для фамилий духовенства более подходящими основы, взятые из цер­ковных книг, как известно, в разные пе­риоды и в различных землях написан­ных именно на этих трёх языках. Этим разнообразие фамилий русского духо­венства далеко не исчерпывается. Ведь многие фамилии были образованы и от названий православных праздников, икон, имён святых, великих учёных и философов, и даже мифологических персонажей античности. Но, конечно же, основная масса фамилий духовен­ства ничем не отличается от обычных русских фамилий. В первую очередь, потому, что главным для наших пасты­рей всё же оставался тот самый «вели­кий и могучий» язык, на котором разго­варивала вся Русь от князя до крестья­нина, от фельдмаршала до сапожника, от поморского рыбака до донского ка­зака-рубаки.

Впрочем, одно существенное уточ­нение сделать просто необходимо. В век радио, телевидения, а теперь ещё и Интернета просто не верится, что ка­ких-то сто-двести лет назад русские говоры имели весьма заметные разли­чия. Привычного нам чибиса волжане называли на свой манер 'цибисом' или 'цибизом', в Вологде говорили 'огурец', а в Курске 'агурец'. Даже, например, в соседних Вятке и Котельниче были свои особенности: вятичи царя называли как и мы сегодня - 'царь', а вот жители Котельнича произносили это слово иначе - 'чарь', а цыгана называли 'чиганом'. Потому сегодня и существуют разные варианты записи «родственных» фами­лий: Чибисов, Цибисов и Цибизов, Цы­ганов и Чиганов, Огурцов и Агурцов, Дег­тярёв и Дяктерев и т.д. Ещё больше та­ких фамилий, которые звучат по-раз­ному, но образованы от имён и про­звищ, имевших одинаковые значения: Зозулин и Кукушкин, Жуков и Хрущёв, Лосев и Слонов ('слоном' называ­ли сохатого), Басков ('баской' - «хороший, красивый») и Краснов ('красной' - «красивый»), Рыбалкин и Рыбаченков, Высоков и Дол­гих, Москвитин и Москвичёв и т.д. Все они напоминают о различии русских диалектов, а также о том, когда и где возникло то или иное семейное прозвание.

Вот и получается, что самая обычная фамилия хранит в себе огромный объём информации, спрессованный, буквально, скру­ченный, как клубок. И для того, чтобы в поисках «истоков» своей фамилии не запутаться, необхо­димо вооружиться знанием рус­ской истории и родной речи, куль­туры, представлением о геогра­фии и политическом устройстве госу­дарства Российского в его различные исторические периоды, древнерусской мифологии, народном календаре, ре­мёслах и быте древних русичей, суеве­риях, средствах народной медицины и многом, многом другом. И тогда при­вычная с детства запись в паспорте превратится магическую формулу, пу­теводную нить, позволяющую из беспо­койного и суматошного XXI века вер­нуться на столетия назад, заглянуть в мир наших предков - неспешный, но яркий, наполненный трудами и битва­ми, радостями и бедами, буднями и праздниками.

А главное - ощутить неразрывную связь времён и продолжение её в каж­дом из нас.

 ОТ МОСКВЫ ДО САМЫХ ДО ОКРАИН…

В нашей стране проживает более 100 народов, исповедующих разные религии, имеющих свои культурные традиции. Большинство народов Рос­сии говорит на языках, относящихся к пяти большим группам: индоевропей­ской, алтайской, уральской, кавказс­кой и палеоазиатской. Их традицион­ный свод имён (именник) издревле имел характерные особенности. В то же время существует и огромное чис­ло древних обычаев, которые были свойственны не одному, а нескольким и даже всем российским народам. Эти сходства и различия нашли от­ражение и в системе личных именова­ний людей...

У некоторых народов имена дава­лись сразу после рождения и на всю жизнь. У других имя могло меняться несколько раз на протяжении жизни че­ловека, например, при рождении, при первом пострижении волос, достиже­нии совершеннолетия и т.п. Весьма распространённым был обычай изме­нения имени в случае тяжёлой болезни - для избавления от неё. Сам набор имён был практически безграничным. Именем могло стать название любого животного, растения, предмета, звез­ды, реки и т.п. Например, селькупские имена Сепак и Кыта означают, соответ­ственно, «бурундук» и «муравей»; кетские имена Дирегет и Кугом - «орёл» и «стрела»; нанайские Аодян и Орокан - «ёрш» и «медвежонок».

Многие из таких имён сохранились в современных фамилиях. Старинная северокавказская (карачаевская и бал­карская) фамилия Кочхаров восходит к имени Кочхар («баран»). Мордовские фамилии Вергезов и Письмаркин напо­минают о древнемордовских именах Вергез («волк») и Письмар («скворец»). Коми-пермяцкая фамилия Шаклеин образована от имени Шаклей («рыба-уклейка»), татарская Арсланов - от имени Арслан («лев»). В основе удмур­тских фамилий Гондырев и Чорыгов лежат имена Гондыр («медведь») и Чорыг («рыба»), лакские фамилии Бюрххъул и Къячахъул (именно так они про­износятся в лакском языке) образова­ны от имён Бюрх («заяц») и Къяча («бы­чок»), адыгейская - Тугуз повторяет зву­чание имени Тугуз - «волк».

Подобные имена существовали у всех народов. Часто они разделялись на мужские и женские. Например, ин­гушские и чеченские мужские имена Леча и Борз означают, соответственно, «сокол» и «волк», а женское имя Човка - «галка». У нанайцев имена Гида («копьё») и Сурэ («топор») - мужские, а Нэсултэ («ягоды рябины») и Сингэктэ («черёмуха») - женские. Но далеко не всегда такое различие имён было обя­зательным. Например, эскимосское мужское имя Мытыхлук («ворон») и женское Кавихак («лисичка»). При этом имена Нанухак («медвежонок»), Нигук («свет») и Анука («ветер») могли дать как сыну, так и дочери.

Очень популярными у народов Рос­сии были имена-пожелания. Напри­мер, легко догадаться, какое значение вкладывалось в кабардино-черкесское имя Шумахо или Шумаф, означающее буквально «счастливый всадник». Баш­кирская фамилия Таштимеров восхо­дит к имени Таштимер, состоящему из основ 'таш' и 'тимер' («камень» и «же­лезо»), а имя, лежащее в основе фами­лии Тимерьянов, означает буквально «железо-душа»: оба этих имени дава­лись в качестве пожелания новорожден­ному сыну здоровья, силы и крепости. От имеющих такое же назначение имён образованы бурятские фамилии Мункоев («вечный»), Алдаров («славный») и Батаев («твёрдый»), ногайская Каракаев («чёрный», «могучий», «грозный») или осетинская Ахсаров («мужественный, отважный»).

У многих народов была распростра­нена традиция давать имена в честь ныне живущих или умерших предков. Для этого могли назвать ребёнка име­нем его деда или бабки. В других слу­чаях звучание имени диктовалось тем, каково было имя одного из родителей. Например, у алтайцев имена часто «рифмовались». Если отца звали Аднай, то его сыновей - Адыбай и Очыбай (Ачыбай); Октубай - Октош, Остонок и т.п. У башкир в одной семье сыновья могли получить имена, начинающиеся со сло­ва Иш («друг, спутник»): Ишбирде, Ишкилде, Ишембет. И сегодня нередко родители стараются подобрать «род­ственные» имена сыну и дочери: Хафиз - Хафиза, Дамир - Дамира и т.д. Иног­да имя лишь «намекало» на духовное родство - считается, что это связано с бытовавшим у некоторых народов пред­ставлением о том, что души предков пе­реселяются в новорожденных. Совре­менная чукотская фамилия Нутелькут в несколько изменённом виде повторя­ет звучание имени Нутэлькут («встав­ший с земли»). Но далеко не всегда значения имён, лежащих в основе фа­милий, столь прозрачны...

Выбор имени мог зависеть и от об­стоятельств, при которых ребёнок ро­дился. Например, селькупская фами­лия Маргин образована от имени Марга («буран»), марийская Шуматов - от марийского имени Шумат («родивший­ся в субботу»), татарская Айтуганов - от имени Айтуган («родился, когда была луна»). Калмыцкие фамилии Нохаев и Гахаев напоминают о том, калмыки ис­числяли годичный цикл по лунному ка­лендарю: Ноха («собака») - август, Гаха («свинья») - сентябрь.

Интересно, что у некоторых наро­дов фамилиями стали не имена глав се­мейств, а родовые названия. Именно так возникла ненец­кая фамилия Ненянг («комар»). А у алтай­цев фамилия нередко образовывалась  от имени отца, деда или прадеда с прибавле­нием к ней названия рода: Чорос-Гуркин, Мундус-Эдоков и др.

Совершенно иначе были образованы фа­милии тувинцев. При паспортизации в 1944 году сначала плани­ровали превратить в фамилии родоплеменные названия. Но обнаружилось, что в этом случае все жи­тели селения получи­ли бы одну фамилию. Поэтому решили в качестве фамилии выбирать личное имя человека. Так, например, возникла фамилия Бичеоол («маленький маль­чик»).

У бурят и калмыков нередки име­на тибетского или санкритского проис­хождения, пришедшие с ламаизмом. Бурятское Галсан («счастье») и кал­мыцкое Нимгир («вторник», «планета Марс») - тибетские. А калмыцкое Эрдни и бурятское Радна восходят к одно­му санкритскому корню - «драгоцен­ность». У христиан и мусульман мно­гие фамилии отражают обиходные фор­мы имён древнееврейского, арабско­го, греческого, персидского или латин­ского происхождения. В различных го­ворах эти имена порой претерпевали значительные изменения. Например, чувашская фамилия Ивуков образова­на от традиционной для чувашей народ­ной формы церковного имени Иван - Ивук, а Ухванисов от имени Ухванис (Афанасий). Аварская фамилия Гамза­тов и башкирская - Хамзатов восходят к общему корню (заимствованное из арабского языка название лекарствен­ной травы; буквально «острый, жгу­чий»). Поистине огромно число вариан­тов фамилий, восходящих к различным народным формам имени мусульман­ского пророка Мухаммада: Мухаммадов, Мухаммедов, Мухамедов, Мухаматов, Магомадов, Магомедов, Магоме­тов, Мамедов, Маметов, Мемедов, Меметов и др.

А что связывает русскую фамилию Гаврилов, чеченскую Джабраилов, ка­рельскую Гарлоев и украинскую Габрилюк? Одинаковое имя родоначальника, которое в древнееврейском языке произносилось ближе к совре­менному немецкому или французскому варианту это­го имени - Габриэль. «Однофамильца­ми» являются татарин Якупов, казах Жакыпов и русский Яковлев. Можно до­гадаться, и о том, что в основах аварс­кой фамилии Ильясов, горско-еврейской - Ильягуев и русской - Илюшин ле­жит имя Илья (древнеевр. - 'Eliyahu). Подобных примеров множество: Абра­мов и Ибрагимов, Юсуфов, Юсупов и Осипов, Юнусов и Ионин, Мусаев и Моисеев. Далеко не все знают, что гре­ческое имя Александрос в арабском языке получило распространение в форме Искандер. Отсюда и возникли популярные ныне в России варианты этого имени: Искандер и Александр.

Разумеется, картина была бы не­полной без упоминания об именах и фа­милиях представителей многих других народов, проживающих в России, но в тоже время имеющих «свои» титульные страны и государства. Одна из популярнейших корейских фамилий Ким восходит к древнекорейскому слову, оз­начавшему "старейшина", "жрец", "вождь". Знаменитая малороссийская фамилия Гоголь - к популярному в ук­раинских и некоторых русских говорах мирскому имени Гоголь (название ди­кой утки и прозвище гордеца). Гречес­кие фамилии Мавроматис («черногла­зый») и Гераков («сокол») образованы по различным схемам: первая - по тра­диционной греческой, другая - по об­щероссийской. О том, что предок был выходцем из белорусского или украин­ского Полесья, напоминает распространённая в России фамилия Полещук. Армянская Тер-Степанян говорит о том, что её осно­ватель принадлежал к ду­ховному сословию. Родона­чальника семьи украинцев-Гапоненко крестили Агафо­ном. Предок еврейской се­мьи, носящей фамилию Школьник, служил в синаго­ге, а немецкая фамилия Шульц свидетельствует о том, что её родоначальник был сельским старостой.

Из сложения всех этих обычаев именования, отра­зивших и разнообразие, и схожесть культурных тради­ций представителей различных народов нашей страны, и воз­ник единый российс­кий мир имён и фа­милий - разноязыкий и многоконфессио­нальный, огромный и до сих пор малоизу­ченный, привычный, но, в то же время, незнакомый и загадочный.

 В.О.Максимов, генеральный директор ИИЦ «История Фамилии»

Научно-популярная газета «Мiръ имёнъ и названiй», №3, 2006 г., www.familii.ru


 



Друзья, пожалуйста, нажимайте на кнопки соцсетей, этим Вы поможете развитию проекта!