Курс "Как искать своих предков"    Запись здесь

Г. Шадринск, Николаевская церковь

Г. Шадринск, Николаевская церковь Шадринский уезд основана в 1738 г. Первоначально она была деревянная; в 1792 году была разобрана и перенесена за город на кладбище, где снова устроена и освящена во имя свв. мучеников Флора и Лавра, а на месте ея в 1793 г. заложена была новая каменная двух-этажная. Через три года после закладки нижний храм был закончен и освящен в честь Св. Николая, архиепископа Мирликийскаго Чудотворца, а постройка верхняго приведена к концу в 1802 году, когда он и освящен в честь рождества Пр. Богородицы. В 1845 году были заложены как с южной, так и с северной стороны каменные двухэтажные же приделы, причем на южной стороне нижний храм освящен в честь рождества Св. Иоанна Крестителя, верхний в честь Тихвинския иконы Божией Матери, а на северной – нижний в честь Св. Великомученика Димитрия Солунскаго и верхний в честь Св. Пророка Божия Илии. Постройка нижняго этажа приделов была закончена в 1848 г., тогда же в них установлены были иконостасы и в 1849 г. совершено их освящение, верхний же этаж закончен был в 1852 г., в 1853 г. последовало освящение южнаго придела и в 1854 г. -  севернаго. Теснота храма, особенно нижняго его этажа, очень заметная в большие праздники при большом стечении молящихся, вызвали необходимость расширения его на счет помещения, занимаемаго лестницами, ведущими в верхний этаж. В 1855 г. было приступлено к предположенному расширению, колокольня при этом была сломана, для лестниц была сделана новая пристройка, составляющая продолжение приделов к западу, а взамен разобранной колокольни устроена новая, вышиною в 20 саж. В 1895 г. лестницы снова были перестроены, для них были сделаны новыя пристройки, подобно предыдущим продолженныя к западу, самыя лестницы заменены каменными (до сего времени оне были деревянныя), а занимаемыя ими прежде помещения приспособлены – с южной стороны для архива, ризницы и библиотеки, а с северной – частию для кладовой, частию для сторожки. По своему наружному виду Николаевская церковь представляет правильное четырех-угольное здание, с несколько выдающимся в виде шестиугольника главным алтарем, увенчанное одним куполом, с довольно высоким на нем фонарем и заканчивающееся колокольнею, в одну линию с которой (на западной стороне) выведены новыя пристройки для лестниц. Над главным алтарем устроен такой же фонарь, как и над куполом. В общем эта церковь, отличающаяся белизною своих прямых, правильных, почти гладких стен, приятно оттеняемой зеленью окружающих старых берез и др. растений, разсаженных внутри ея ограды, производит очень хорошее впечатление, но внутри она как в том, так и в другом этаже не достаточно высока, а в средней главной части нижняго этажа, кроме того, еще и темна. Лучшей частью ея является средний храм в верхнем этаже, особенно в передней половине под куполом. Здесь внимание входящаго останавливает на себе иконостас, отличающийся своей оригинальностью: он четырех ярусов, значительной высоты, весь резной из липоваго дерева в стиле рококо, не покрыт никакой краской, оставлен без позолоты; стоимость его, не считая икон нижняго яруса, взятых из стараго иконостаса, ровняется 4900 руб. Иконостас этот поставлен в 1890 г., существовавший же до него, за исключением вышеупомянутых икон нижняго яруса, украшенных серебряными вызолоченными ризами, продан за 500 руб. в Челябинский уезд. В главном храме нижняго этажа настоящий иконостас существует с 1863 г.; прежний, замененный им, был пожертвован в церковь с. Могильскаго, входившаго, до открытия в нем самостоятельнаго прихода, в качестве деревни в состав прихода Николаевской церкви. Между иконами Николаевской церкви заслуживает внимания по своей богатой, украшенной бриллиантами, крупными сапфирами и другими драгоценными камнями, сребро-позлащенной ризе Тихвинская икона Божией Матери, устроенная Шадринским купцом Ф. И. Фетисовым в благодарность за чудесное спасение его от потопления в Ладожском озере. Икона эта помещается в правом заклиросном киоте средняго храма в верхнем этаже, а с прекращением там богослужения на зиму переносится в нижний этаж, где помещается в особом нарочито для того устроенном киоте. В нижнем этаже стены в 1900 – 1901 г. г. окрашены заново масляною краскою и весьма удачно и умело расписаны свящ. изображениями. Отделка же украшение стен верхняго этажа нуждается в капитальном ремонте. Приход Николаевской церкви, как и других городских церквей, не ограничивается какой-нибудь определенной территорией, напротив прихожане разсеяны по всем частям и улицам города, что можно объяснить пожарами, бывшими в 70 г. г. истекшаго столетия, после которых жители города, поселившись на новых, отведенных им или приобретенных ими усадьбах, вдали от своих приходских церквей, не пожелали переписываться к приходам тех церквей, по близости которых получили себе новыя места. Число прихожан Николаевской церкви достигает в городе 1550 д. обоего пола и в двух деревнях (Хлызовой и Погорелке) 950 ч. обоего же пола. В приделах прихода две ц.-приходских школы, из которых одна в самом городе, помещается в одном из флигелей собственнаго дома, находящагося у самой церкви, а другая в д. Погорелке. К Николаевской церкви приписаны три каменных часовни: из них одна во имя Св. Пророка Божия Илии находится на площади между городом и земской больницей, другия две в причисленных к приходу деревнях.

Материал из книги "Приходы и церкви Екатеринбургской епархии", изданной в 1902 году.

Другие статьи этого раздела:



Друзья, пожалуйста, нажимайте на кнопки соцсетей, этим Вы поможете развитию проекта!