Курс "Как искать своих предков"    Запись здесь

Тезисы Уральских родоведческих конференций » Бутковская Наталья Викторовна. «Развитие генеалогии в Приморском крае»

   Бутковская Наталья Викторовна,

  член клуба «Родовед» Приморского государственного  объединенного музея им. В.К. Арсеньева 

 Владивосток

«Развитие генеалогии в Приморском крае»

Две части статьи объединены общей темой и в определенном смысле соотносятся с работой «Бунаковы: история фамилии и расселения» этого же автора, представленной на IV Уральскую родоведческую научно-практическую конференцию.

 Часть I была опубликована в постоянной рубрике «Странички клуба» в новом журнале, учрежденном ПГОМ им. В.К. Арсеньева, - «Музейный вестник Приморья», № 1, 2005 г., стр. 79 – 84.

Часть I. История рода – наследство потомкам.

Осознает общество, признает власть: мы живем не в равновесии с самими собой, с другими людьми, с природой и историей почти утратили способность сберегать накопленные не только материальные, но главное - духовные ценности, тем более - приумножать их не находим опоры в дне сегодняшнем, а о прошлых святынях забыли или не знаем их вовсе.  Слово «раскол», к сожалению, одно из самых распространенных в современной лексике, и нам еще предстоит обратный, трудный путь к консолидации.

На каждом историческом витке в России менялся образ жизни – далеко не всегда в лучшую для народа сторону, и кажется, что в стране ничего постоянного нет и быть не может а сегодня уже слышны речи об утрате национальной идеи (или необходимости ее поиска, что почти одно и то же).

Еще Н.А. Бердяев называл пять периодов русской истории, дающих разные образы: Киевская Русь, Россия времен татарского ига, московская, петровская и советская. И не исключал возможности какой-то другой, новой России. Не только приобретения, но и потери сопутствовали каждому из названных периодов и, пожалуй, самой тяжелой потерей для человека можно считать утрату родопреемства. Далеко не всеми и не всегда осознаются глубинность и губительность этой потери  - мы жалуемся на разобщенность, на ослабление семейных уз, на исчезновение крепких семейных традиций, но не беспокоимся, считая нормальным явлением, когда внукам известны деды, в лучшем случае прадеды, а о прапрадедах большинство знает только то, что «они были». Конечно, любому незнанию можно найти объяснение, и при внимательном прочтении российской истории возникает понимание - насколько трудно, почти невозможно было сохранить знания о роде из-за невозможности фактического сохранения семьи: войны, добровольные или принудительные массовые переселения, репрессии…  и это при жизни только одного поколения! Но ведь каждый человек есть член своего рода, и бессмертие человека именно с родом и в роде его, где люди объединены не только браком или кровным родством, не только бытом и взаимопомощью, но и взаимной моральной ответственностью, которая, в конечном счете, формирует личность. А потому мы должны, отбросив привычку жить как бы начерно, найти силы и терпение к значительному поступку и совершить экскурс в историю, чтобы понять – что утрачено из духовного наследия, определив масштаб и качество потерь для  каждой семьи, для каждого человека.

Когда заходит речь о духовном собирательстве – не ловим ли мы себя на мысли, что это не имеет отношения непосредственно к нам, что на этом поле мы не сможем сделать ничего? Чтобы избегнуть этого сознательного заблуждения, чреватого превращением в «Иванов, не помнящих родства», и далее – в народ без корней, нужно прежде всего вспомнить, восстановить свое родословие, узнать – где, как и чем жили предки, научиться гордиться их героическими и обыденными делами. И потом, мысленно встав на их место, спросить: «Я бы смог?». И честно ответить на этот вопрос.

 Историческая судьба России сложилась так, что народу не раз приходилось покидать родные края, рассеиваясь не только по всей стране, но и по всему миру. Случалось в семьях  - прадед умирал на чужбине, дед растворялся в просторах российских  вовсе не по собственным устремлениям, отец жил далеко от малой родины… Прерывалась связь поколений, и вот уже сыновья и внуки, ничего не зная о традициях своих семей, не чувствуют связи с  истоками, не знают о своих духовных потерях, и как следствие -  считают себя свободными в каком-то смысле уже и от своей страны. Но каждому из нас вполне по силам восстановить  историю собственного рода, а с ним и семейные традиции, нравственные устои, и это будет достойным наследством потомкам. Убеждена, наша истинная сокровищница – в истории наших собственных семей. Ее нужно собирать - по строчке, по листочку, по эпизоду – и только правду. Этот труд не пропадет – будет передаваться от поколения к поколению, дописываться…  То, что сохраняется в памяти еще сегодня, потомки в подвластном нам объеме не восстановят никогда – любая родословная вбирает в себя десятки, а то и сотни фамилий и судеб, а неумолимое время забирает участников и свидетелей событий...  Попробуйте рассказать историю нескольких поколений своей семьи, не упуская деталей, привычек близких Вам людей, особенностей их характеров, даже манеры одеваться, разговаривать... Вы начнете вспоминать и убедитесь, как скоро это занятие полонит Вас, объединит и обогатит духовно Ваших близких, покажет,  что на самом деле людей объединяет множество факторов, прежде Вам неизвестных (например: казаков – специфический жизненный уклад старообрядцев – особое мировоззрение многих приморских крестьян – регионы проживания до переселения в Приморье, и т.д.).

Осознавший необходимость духовного собирательства, современный генеалог через уникальный опыт десятка поколений конкретной семьи несет потомкам не только память о прошлом, но и возможность понимания современного человека и его места в мире возможность обращения к прошлому как к средству предотвращения ошибок в настоящем и будущем. Генеалогия – наука будущего, и здесь нет противоречия, ибо именно генеалогия способна задействовать интеллектуальный потенциал каждого члена общества, стремящегося обрести духовность и понимающего, что сделать это возможно прежде всего опираясь на семью, которая  во все времена остается носительницей и хранительницей традиций. Изучая историю определенного рода (при этом его сословная принадлежность значения не имеет), современный  генеалог воссоздает персонифицированную историю страны. Пожалуй, можно говорить о совершенно новом для нашей страны опыте в исторической науке, частью которой  и является генеалогия,  – изучении родословий непривилегированных сословий. 

С надеждой, что Азбука генеалога поможет, предлагаем несколько советов решившимся начать. Но прежде позвольте напомнить слова «первого нашего историка и последнего  летописца» Николая Михайловича Карамзина – в предисловии к «Истории Государства Российского» он пишет: «Есть три рода истории: первая - современная… где очевидный свидетель говорит о происшествиях, вторая… основывается на свежих словесных преданиях в близкое к описываемым действиям время третья извлекается только из памятников… В первой и второй блистает ум, воображение дееписателя, который избирает любопытнейшее, цветит, украшает, иногда творит, не боясь обличения: скажет, я так видел, так слышал – и безмолвная критика не мешает читателю наслаждаться прекрасными описаниями. Третий род есть самый ограниченный для таланта: нельзя прибавить ни одной черты к известному нельзя вопрошать мертвых говорим, что предали нам современники молчим, если они умолчали, - или справедливая критика заградит уста легкомысленному историку, обязанному представлять единственно, то, что сохранилось от веков в летописях, в архивах», - ибо, - «…Самая прекрасная выдуманная речь безобразит историю, посвященную не славе писателя, не удовольствию читателей и даже не мудрости нравоучительной, но только истине, которая уже сама  собою делается источником удовольствия и пользы. …История не терпит вымыслов, изображая что есть или было, а не что быть могло. …Тем непозволительнее историку, для выгод его дарования, обманывать добросовестных читателей, мыслить и творить за героев, которые уже давно безмолвствуют в могилах». Именно третий род истории есть суть генеалогии, и это следует принять.

Теперь поговорим о самых первых действиях на новом для Вас поприще. Многообразие человеческих судеб обуславливает многовариантность путей поиска генеалогической информации. Каждая родословная – особенная, а  потому требует индивидуального подхода. Сначала попробуйте установить – когда и откуда, кто именно из Ваших родных прибыл в Приморский край. Расспросите об этом своих ближних и дальних родственников, попутно выявляя новые родственные имена и места  проживания. Тем, кто живет от Вас далеко, напишите письма с просьбой рассказать об истории Вашей (и их) семьи. Просмотрите сохранившиеся у родственников и в Вашем доме  документы - старые документы способны рассказать о многом. Просмотрите старые фотографии и подписи на них: так иногда удается установить – где было сделано фото.  Не забывайте все беседы, опросы фиксировать письменно и (или) на диктофон. По каждому члену рода нужны главные данные – место и дата рождения, брака, смерти сведения о супруге такие же как о члене рода – при этом женщины указываются по девичьей фамилии сведения об образовании и профессии (где и когда учился человек, какую получил профессию) место жительства, работы, род занятий, увлечения, награды, участие в войнах – все дополнительные сведения приветствуются и по такой же схеме собираются сведения о детях члена рода и родителях, потом – детях детей, родителях родителей и т.д. - так выстраивается родословная схема.  Очень часто начинающие исследователи стремятся как можно быстрее пройти родственную вертикаль по прямой линии – от собственного отца или матери к собственному деду, затем к прадеду – и далее по восходящей, и заканчивают на этом работу, оставляя неисследованными боковые линии, принадлежащие  двоюродным, троюродным родственникам. Этот подход неверен. Необходимо исследование по всем ветвям, ибо только полное знание даст правильное представление о семье – прежде всего вам, конечно. Любой исследователь должен стремиться к максимуму знаний по своей теме, а значит – расширять исследование, а не суживать. Но будем надеяться, что удастся зафиксировать место жительства родственников на конец 19 – начало 20 веков. С этого момента начинается работа с архивами того региона, где 100 лет назад жили Ваши предки: выявление ревизских сказок, исповедных ведомостей, других источников, содержащих нужную для генеалога информацию.

Бывают ситуации, когда трудно стартовать – мало или очень мало исходного материала (особенно это характерно для Дальнего Востока – в связи с особенностями его заселения).  И вот здесь на первое место в качестве помощников выходят открытые источники – например, данные адресных бюро, телефонные базы городов, Книги Памяти погибшим в Великую Отечественную войну (эти книги – своеобразная перепись населения, так как в каждой семье есть воевавшие, погибшие по Приморью Книга есть в районных и даже школьных библиотеках) Книги Памяти жертв политических репрессий. Выписав и проанализировав нужные вам фамилии, Вы прежде всего выявите (если иметь ввиду два последних источника) места проживания семейств с такой же фамилией (будем пока говорить так – семейств однофамильцев) на рубеже 19-20 веков и в первой половине 20 века – в книгах указаны места (чаще районы) призыва в армию или места проживания и работы до ареста. Сравнение с современными  базовыми данными позволит определиться – сохранились ли в этих районах семьи однофамильцев а сопоставление с известными вам сведениями о своей семье позволит в каких-то случаях сделать предположения о родственных связях - ведь далеко не все семьи в полном составе покинули родовые гнезда.  Подобный анализ дает определенные шансы эти гнезда установить. Да и переезды из одного конца страны в другой более редки, чем переезды из села в районный или краевой или областной центр, так что если выявлены однофамильцы в областном центре, то вполне реально найти людей с такой фамилией на территории области. Сделав такой анализ и получив массу информации, выделив из этой массы элементы, соотносящиеся с Вашими знаниями о семье, можно начинать работать с региональными архивами. И хорошо бы установить контакт с носителями такой же, как у Вас, фамилии, проживающими в других городах – цель понятна (вообще поиск единомышленников и помощников – отдельная тема). 

Конечно, на этом этапе поиска очень поможет Интернет. Генеалогические сайты уже накопили определенные базы данных, и могут кое-что предложить, ну и нужно этим воспользоваться. Если что-то найдется на сайтах - обязательно проверяйте и подтверждайте эти сведения архивными документами но в качестве отправной точки такие сведения годятся вполне.

Как правило - исследователь начинает работу с желанием развернуть родословную по крайней мере до времен Петра I, то есть лет за 300, и для достижения этой вполне реальной цели прежде всего внимание нужно обратить на фамилию. В России фамилии появились в 15 веке, конечно, сначала у представителей дворянского сословия, и прошло почти сто лет, прежде чем они окончательно утвердились в дворянстве, а в низшие сословия пришли и того позже. Очень часто крестьянские семьи получали фамилию или, другими словами,  «прозывались по барину» - по владельцу. А имение барина, в свою очередь, часто носило имя хозяина. Так, село Бунаково вполне могло быть собственностью помещика с такой фамилией, ее же переняли или могли перенять  его крестьяне. Да и вообще знания о природе фамилии лишними просто быть не могут.

Этот пример призывает генеалога взять себе в помощь еще как минимум две науки – топонимику (науку о географических названиях) и антропонимику (науку о происхождении, изменении, географическом распространении, социальном функционировании собственных имен людей). Обе  науки входят в ономастику – раздел языкознания, изучающий собственные имена. Есть множество книг по этим знаниям – издания научные, солидные и добросовестные, со ссылками на источники. Они вполне доступны и сохранились частью даже в обыкновенных районных библиотеках. В таких работах приводятся фамилии, характерные для того или иного уезда, и их происхождение. Есть и иные источники местной топонимики – например, описание строительства железных дорог, включившее множество местных названий. И не забывайте о Владимире Ивановиче Дале –  попробуйте в его словаре отыскать слова, однокоренные с вашей фамилией. Даль не только их объясняет, но и указывает, в какой губернии это слово встречается – а это уже опять приближает нас к родовому месту (подробнее в «Записках клуба «Родовед» выпуск №4, в статье «Связь генеалогии с другими науками…», авт. В.М. Щербинин).

Отдельное слово о монографиях, где также встречаются именные указатели. Конечно, в первую очередь нас будут интересовать темы, связанные с заселением, землевладением, возникновением населенных пунктов и т.д., и здесь придется обратиться не только к истории, но и к исторической, и экономической географии. Полезно читать биографии людей, занимавшихся какой-то деятельностью в интересующем регионе. Так, биография Сибирского губернатора Ф.И. Соймонова даст много интересного тем исследователям, чьи родственники жили в Восточной Сибири в 18 веке. В 18-м! В его биографии есть описание переселения уральских крестьян в Забайкалье (см. Л.А. Гольденберг. «Каторжанин – сибирский губернатор», Магаданское книжное издательство, 1979 г., стр. 122-123).

Если вам известна губерния, где жили Ваши родные в 19 веке или до переезда в Приморье, то имеет смысл познакомиться с творчеством писателей, живших в губернии в те времена: узнаете массу подробностей тогдашнего быта - усадебного, крестьянского или заводского. Есть также смысл познакомиться с записками путешественников, когда-то посетивших интересующие вас места. В качестве примера: «Описание земли Камчатка…» С.П. Крашенинникова – десятки казачьих фамилий то же касается записок Н.М. Пржевальского А.П. Чехов – «Остров Сахалин» - если вы помните, Чехов  был среди тех, кто проводил перепись населения о. Сахалин Иван Александрович Гончаров, автор знаменитого «Обломова», - у него есть и «Фрегат «Паллада» (1855-1857 гг.), а в этом произведении – описание сухопутного пути от тихоокеанского побережья через Восточную Сибирь, в описании –  реалии того времени «Казаки» Л.Н. Толстого - это замечательное свидетельство казачьей жизни на Кавказской линии  и список можно продолжить.

Часто новички, попадая в центр информационного циклона, не имеют достаточно опыта и знаний для того, чтобы найти правильный путь именно к своей истине. В таких случаях разумнее всего прийти в клуб, где для вольнослушателей и новых членов регулярно проводятся образовательные лекции – с 14 часов в последний четверг каждого месяца, и предусмотрены индивидуальные консультации. Учтите - клуб «Родовед» является коллективным владельцем и фондообразователем библиотеки, и у его членов  есть очень важное преимущество: возможность использовать в качестве пособий  литературу по генеалогии и  другим направлениям исторический науки, периодику Российских историко-родословного и генеалогического обществ, работы по родословию Уральского, Северного, других генеалогических объединений, редкие справочники и т. д.

Встречаясь со своими ближними и дальними родственниками, выслушивая их семейные истории, учитесь задавать им правильные, пробуждающие воспоминания вопросы, будьте готовы к неожиданным открытиям самого разного свойства и к тому, что  далеко не всегда Вам доверят  семейные истории с первых моментов знакомства (увы, но не всех своих родственников мы знаем с момента нашего или их рождения). Люди могут не захотеть ворошить прошлое, могут не поверить в саму возможность это прошлое восстановить или необходимость восстанавливать.

Неужели мы, потомки, настолько глупы и расточительны, что позволим себе проигнорировать опыт нескольких поколений своих же собственных предков? Общество само выбирает путь развития, но чтобы выбор общества, как и каждого его члена, был гарантирован от ошибок (человечество, к сожалению, их не избегло), мы просто не имеем права пренебрегать изучением уже накопленного опыта. Наверное, следует оговориться, что речь о слепом копировании не идет, и перенос прошлого в настоящую жизнь в первозданном виде невозможен и неосуществим. Однако мы вполне в состоянии взять из него все лучшее, и тогда можно будет говорить о появившейся надежде на духовное, затем и экономическое возрождение. И очень хочется, чтобы каждый из моих соотечественников понял  и почувствовал высокий смысл слова род, вошедшее во всеохватное народ. 

Часть II. 12-летний опыт практической генеалогии клуба «Родовед» ПГОМ им. В.К. Арсеньева.

По большому счету единственная семейная реликвия, которой владеют или могут владеть все без исключения члены семьи – это родословная, иными словами – знание семейной истории. Именно составлением родословных занимается клуб «Родовед» Приморского государственного объединенного музея имени В.К. Арсеньева, и будьте уверены – семьи, чьи истории уже описаны, сохранят  сборники с названием «Записки клуба «Родовед» навсегда. А с ними – огромную благодарность музею, сумевшему создать и развить генеалогию в Приморье.

Интерес  общества к истинной истории страны, края, к изучению семейной истории, ярко проявившийся в конце ХХ века, был своевременно замечен  Приморским государственным объединенным музеем им. В.К. Арсеньева, и в ноябре 1993 года, под покровительством генерального директора музея, заслуженного работника культуры Российской Федерации  Галины Александровны Алексюк и заместителя директора по научной работе Аллы Трофимовны Храмцовой был основан клуб генеалогов-любителей «Родовед». Инициатива основания клуба принадлежит главному хранителю фондов музея Нине Беслановне Керчелаевой, инженеру-конструктору  Евгению Александровичу Балахнину и историку, преподавателю из поселка Кавалерово Приморского края Владимиру Павловичу Хохлову. На первых порах объединились всего лишь восьмеро заинтересованных, из которых четверо - просвещенные любители (Балахнин Е.А., Люлькин А.В.,  Самойленко А.Н., Щербинин В.М.),  четверо – профессиональные историки  (Сумарокова О.Е., Хохлов В.П., а также заслуженные работники культуры Российской Федерации Керчелаева Н.Б. и Кобко В.В).

На начальном этапе существования клуба генеалоги-любители вели исследования в основном по родословным своих семей и знакомились с общими вопросами генеалогии. Заседания периодичностью один раз в месяц  проходили в буквальном смысле за круглым столом, что позволяло в свободной беседе рассмотреть и обсудить условия поисков сведений в архивах и ЗАГСах, материалы членов клуба по изучаемым родословным и способы их оформления, методику, тактику и стратегию дальнейших исследований. В это время были установлены связи с ранее созданными генеалогическими обществами: в Москве – с Историко - Родословным обществом, в Санкт-Петербурге – с Русским Генеалогическим обществом, в Перми – с Ассоциацией генеалогов-любителей (позднее сложилось сотрудничество с Уральским Генеалогическим обществом, работающим в Екатеринбурге, и с Северным и Красноярским генеалогическими обществами).

На каждом заседании члены клуба приобретали бесценный опыт исследовательской работы, а с ним – понимание того, что современный генеалог, донося до общества через уникальную историю многих поколений конкретной семьи реальную историю своего Отечества, несет потомкам не только память о прошлом, но и возможность понимания современного человека и его места в мире, возможность обращения к прошлому как к средству предотвращения ошибок в настоящем и будущем. Члены клуба совершенно обоснованно убеждены, что история наших семей –  истинная сокровищница, и то, что можно восстановить сегодня, потомки в подвластном нам объеме (может вполне так случиться) не восстановят никогда. Такая опасность есть, члены клуба это понимают – отсюда интенсивность работы.

С 1995 г. начался приток в клуб «Родовед» новых сил, это животворное движение приветствуется, и сегодня в клубе  84 действительных члена. Некоторые родоведы-любители, посетив несколько занятий клуба,  начинают самостоятельное изучение своих родословных, консультируясь у его членов по методическим  и общим генеалогическим вопросам, но не вступают в клуб. Таким образом, в составе клуба и формально вне его родоведением на базе ПГОМ имени В.К. Арсеньева занимается более 100 человек. Большинство членов клуба жители Владивостока, 13 его членов проживают в других городах и районах Приморского края и Дальнего Востока (городах Артем, Большой Камень, Дальнегорск, Партизанск, Уссурийск, Хабаровск, поселках Кавалерово и Ольга Приморского края), постоянный контакт с клубом поддерживают исследователи-любители из г. Благовещенска Амурской области. Практически владивостокский клуб «Родовед» стал не только краевым, но даже дальневосточным. Состав клуба абсолютно демократичен по возрасту (от 16 до 87 лет), образованию, профессиям, роду занятий, социальному положению и местам проживания предков.

Клуб, являясь членом Российской Генеалогической Федерации, открыт для каждого и заинтересован в пополнении всегда бережно и уважительно принимает нового члена, несущего, как правило, свои знания и опыт на общий алтарь. Первым председателем клуба был Е.А. Балахнин, в 1994 г. его сменил и с этого времени возглавляет В.М. Щербинин (входит в Центральный совет Российской Генеалогической Федерации). С самого начала существования клуба «Родовед» его бессменным куратором является главный хранитель ПГОМ им. В.К. Арсеньева Нина Беслановна Керчелаева – человек высокой культуры, гармонично сочетающий профессиональные, организаторские, душевные качества. Она удивительным образом способна не только «увидеть» проблему еще до ее возникновения, но и способы ее тактичного разрешения:  ведь генеалог –  структура нежная, случается ему на долгом исследовательском, совсем непростом пути испытывать нужду в  слове ободрения, моральной поддержке, профессиональном совете, рекомендации, наконец. 

С полным основанием можно утверждать, что музей своих генеалогов любит и всегда создает для них режим наибольшего благоприятствования. Это очень важно – когда первое лицо культурно-образовательного учреждения непрерывно и внимательно пестует сначала робких любителей, а потом все более набирающих силу и опыт исследователей. Во многом благодаря тому, что бывший генеральный директор музея Галина Александровна Алексюк на протяжении 12-летней истории клуба находила время (и интерес!) присутствовать на его заседаниях,  уделяла персональное внимание каждому из исследователей – а их, напомним, сегодня более сотни, активно работающие Е.И. Воробьева, В.Ф. Зайцева, Н.С. Катченкова, Н.Б. Керчелаева, В.В. Кобко, А.П. Ковальков, Т.К. Кушнарева, О.А. Обуховская, А.Н. Самойлено, Л.П. Сетямина, Е.В. Соболивская, О.Е. Сумарокова, В.П. Хохлов, Н.В. Бутковская, В.М. Щербинин и другие сохранили, теперь уже навсегда, истории многих родов и отдельных личностей, позволили ввести в научный оборот сотни фамилий приморских первопоселенцев в большинстве родословных присутствие сильной краеведческой составляющей дало возможность уточнить и детализировать историю основания нескольких десятков сел, деревень, казачьих станиц нашего края. Галина Александровна Алексюк избавила клуб от множества организационных проблем, связанных прежде всего с местом для проведения занятий, с изданием клубных сборников, помогала с размещением материалов в средствах массовой информации, в музейных изданиях ее заботами клубу предназначены постоянные страницы в музейном  журнале «Музейный вестник Приморья» (издание ПГОМ им. В.К. Арсеньева, выходит с 2005 г.) приглашала к участию в музейных и общегородских мероприятиях культурной направленности (например, на Второй 2001 г. и Третьей 2003 г.  владивостокских биеннале визуальных искусств), в музейных выставках (жители Владивостока и края отметили активным посещением и восхищенными отзывами выставку «Семейная реликвия», состоявшуюся осенью 2003 года,  организации и проведению которой способствовали и члены клуба), предоставляла трибуну на регулярно проходящих в музее международных конференциях, в том числе Арсеньевских и Янковских чтениях и конференциях, посвященных проблемам изучения старообрядчества на Дальнем Востоке. Такое же положение дел сохраняется и при новом руководстве музея (в 2006 г. генеральным директором музея стал Владимир Николаевич Соколов).

 Заметив, что индивидуальное консультирование, которое всегда было и остается неотъемлемой частью клубной работы, стало отнимать у опытных генеалогов много времени, и понимая необходимость постоянного обучения новичков – со временем меняется состав вольнослушателей, и снова более опытные генеалоги отвечают на вопросы: с чего начинать поиск утраченных знаний о семье? как продолжить? как оформить родословную? – Галина Александровна Алексюк способствовала на мартовском 2004 г. постоянно действующем совете клуба принятию решения о чтении обучающего  лекционного курса для генеалогов – так начала работу Школа начинающих родоведов (координатор программы Н.В. Бутковская при патронаже куратора клуба Н.Б. Керчелаевой) – ведь проще и полезнее дать комплексные знания практики генеалогического поиска. Посещаемость образовательных лекций от 20 до 30 человек, т.е. была достаточно высока для того, чтобы сделать вывод о необходимости такого курса. Школа начинающих родоведов включает 9 лекций (все они будут опубликованы в одном из ближайших сборников клуба): 

1. Генеалогия, ее связь с другими науками. Методика построения родословных.

2. Поиск  генеалогической  информации по  открытым источникам.

3. Некоторые аспекты взаимодействия с архивами при составлении родословной.

4. Из истории заселения офицерской слободы г. Владивостока. Методика исследования.

5. Культура, формирование и оформление семейного архива: история и современность.

6. О переселении в Приморскую область морским путем.

7. Обзор генеалогических источников, хранящихся в библиотеке клуба «Родовед».

8. О фамилиях как элементах родословной.

9. Опыт поиска генеалогической информации и исследование переселения украинцев в Приморье.

Так уж повелось в нашем обществе – чтобы родилось что-то полезное, действительно нужное людям, требуется сложная, систематическая, умная работа. Клуб, объединяющий генеалогов-любителей, мог состояться только на базе музея, коллектив которого глубоко заинтересован в изучении и популяризации реальной, персонифицированной истории Дальнего Востока.

Генеалогия как часть исторической науки существовала и была востребована всегда. Каждый из нас хотя бы единожды употребил выражение «родовые корни»,  имея ввиду своих предков и свою прародину – землю, на которой предки жили.  Для просвещенного человека знание родовых корней – одна из важнейших составляющих образования. Люди с давних пор пытались как-то зафиксировать историю своего рода-племени (именно здесь истоки возникновения былин, легенд, сказаний о подвигах предков), а потому во все времена каждая семья берегла свои реликвии, так или иначе собирала семейные архивы, из поколение в поколение передавала устные, либо письменные воспоминания о близких, чертила родословные схемы, сохраняя таким образом для потомков возможность в будущем знать родственные связи. Сегодня приморские генеалоги воспринимают генеалогию как науку будущего – для каждого члена общества, ибо стремление к знанию истории Отечества и семейного родословия есть звенья одной цепи, признак духовного здоровья и культуры общества, рассматривающего семью, которая  во все времена остается носительницей и хранительницей традиций, как главную свою ценность.

Уже давно понято главное: знание семейных традиций без знания родословия невозможно. Из личного поискового опыта (моя книга «Уссурийские казаки Бунаковы. 250 лет семейной истории» /«Записки клуба «Родовед» № 14/ была представлена клубу 26 января 2006 г.):

«Мой отец Федосов Виктор Федорович – потомок донских казаков, переселенных в Приморье в 1895 г. и основавших с товарищами на реке Уссури станицу Донскую. Родственники Федосовых Ермиловы – среди основателей поселка Медведицкий. Эти казачьи поселения исчезли с карты России и теперь в составе города Лесозаводска Приморского края.

Во время моего детства, 50-е  и 60-е годы прошлого века, бывшие казачьи семьи по укладу, быту на первый взгляд уже ничем не отличались от других, не-казачьих. И детям о казачестве не рассказывали – уберегали от лишних знаний.

Но казачьи жизненные правила в повседневной жизни, в воспитании детей  сохранялись твердо. Правила простые, однако определившие и мою жизнь, и жизнь моих сестер. Наверное, эти правила действуют и во многих не-казачьих семьях. Как я сейчас понимаю – воспитывали по десяти заповедям Христовым, но при этом о самих заповедях не упомянули ни разу.

Ни в семьях дедов с отцовской и материнской стороны, ни в семье родителей никогда не звучала брань. Абсолютный запрет.

Не лгать.  Беречь честь смолоду – имелось ввиду жить по совести.

Справедливость. Товарищество.

Никаких проявлений шовинизма, расизма по отношению к людям других национальностей,  рас, вероисповеданий: все – люди Божьи.

Не сметь никого оскорблять недоверием и подозрением, тем более осуждать – ты не Бог.

Начала дело – доведи до конца. Исключений быть не может. Делаешь дело – обязана делать его максимально хорошо. Если можешь – значит, должна. Кому многое дано, с того многое и спросится. И спрашивали, да еще как.

Терпение и трудолюбие. Лесозаводск в то время  отапливался дровами, вот все лето мужчины пилят – колют, а ребятишки складывают. Если поленница получилась кривая – нужно переложить, на этом настаивал дед. Правда, до этого не доходило – отец наши грехи быстренько подправлял. Как сейчас думаю – дед пугал, но тогда верилось, что развалит поленницу, и придется все начинать сначала.

Открытость, добрососедство. Не запиралась калитка, даже на ночь, не запирался на замок дом. И никаких покраж не было. Разве что по весне сирень кто-то обломает – подружку весенними цветами порадовать. Кстати, цветами у нас в городе Лесозаводске тогда не торговали – их дарили.

Место для детских игр окрестной ребятни было на улице рядом с нашим домом и домом моего деда – дома стояли рядом. Машин тогда мало было, не мешали – если раз в неделю какая пройдет…

Весь игровой инвентарь хранился у нас во дворе: закончилась игра – дети просто перебрасывали через забор чижики, биты, мячи и прочую мелочь. Понадобились снова – кто-то зашел, взял что нужно, без лишней суеты.

Если случилась поломка – в глубине двора стояла большая колода с воткнутым в нее топором. Отец тут же  все поправит – минутное дело… Дети не стеснялись просить взрослых о помощи, а взрослые не отказывали.

Лапта и волейбол – эти две игры собирали не только детей – почти всегда по вечернему времени в них  участвовали взрослые – отцы, конечно, деды иногда выходили поразмяться.  А вот матери не играли никогда.

В праздники у деда собирались родственники, товарищи, и не столько пили, сколько пели – русские протяжные песни, старые студенческие и обязательно казачьи. Вот тогда я впервые услышала многоголосную казачью песню… Голоса были замечательные.

Казачьи песни я слушала, обливаясь слезами. Что-то задевали они во мне… Я видела – что там, в песне, происходит…

Проснулася станица, проснулся солнца свет

На площади станичной казак в оружье был одет.

Вернись, вернись, мой милый, оставь далекий путь

И бедную Наташу прими к себе на грудь.

Не плачь, не плачь, Наташа,- казак ей говорит,

Вернусь, когда казачья слава повсюду прогремит!

И кто знает, сколько казаку той  славы казачьей нужно, и когда он вернется, и вернется ли… У казаков в песнях, даже в самых удалых, всегда присутствуют печальные темы разлуки и смерти – не замечали? 

В начале 60-х я увидела деда бледного, сцепившего зубы, с конвертом в руке. Событие – дед не ответил на мой вопрос и прошел мимо… Я к маме – что случилось? Тише, тише, дед получил известие, что умер его брат Алексей. Так я узнала, что у деда был родной брат. Судьба Алексея Никифоровича сложная – в 1930-е годы был с семьей выслан из Донской станицы, в Отечественную войну воевал, после войны в Лесозаводск не вернулся. Где потом жил – не знаем до сих пор, вовремя не спросили, а теперь спрашивать некого. 

Первые уроки родословия мне преподал отец тогда же, в начале 1960-х. Расскажу о втором уроке, на котором повторялось уже пройденное.

Лето. Жара неимоверная, далеко за 30 градусов в тени. Отец сидит на крыльце, а я на дворовом деревянном тротуаре прыгаю на одной ноге через расплавленный до жидкого янтаря сучок.

-  Когда донские казаки прибыли в Приморье?

- В 1895 году.

- На каком пароходе пришли Федосовы?

- На «Москве», - прыгаю. 

- Нет, не на «Москве».

- Ну, значит, на «Тамбове», – выбор то небольшой – если не «Москва», значит, «Тамбов».

И опять слышу «нет»:

 - Запомни, наши пришли на «Орле».

- Да запомню, конечно, что тут запоминать: орел – птица такая, легко запомнится. И – забыла. Забыла и день этот, и разговор этот. А отец к теме больше не возвращался.

Осенью 1999 г. к Федосовым (и ко мне) обратилась средняя школа № 2 Лесозаводска с просьбой описать родословие Федосовых: школьный юбилей в сентябре 2000 г., а Федосовы – первопоселенцы, основатели, и в школах проработали долго – дед преподавал с 18 лет и 24 года был директором донской школы, бабушка 35 лет преподавала, отец 35 лет преподавал, мама – воспитатель в саду, и в 60-е 70-е годы в Лесозаводске практически в каждой семье в прошлом или настоящем были ученики или воспитанники кого-то из Федосовых.

У нас в планах было родословные собрать для себя, для своих семей, но работа эта была отложена до пенсионного времени. И раз уж так случилось – школа попросила – осенью я краеведческие книжки почитала, про пароходы «Москва» и «Тамбов» вспомнила, с тем 17 января 2000 г. и пришла в читальный зал  Российского государственного исторического архива Дальнего Востока.

 Очень скоро поняла, что списков прибывших в Приморье казаков на этих пароходах я не найду, так как казачьи фонды для исследователей пока недоступны – по объективным причинам, но от этого не легче.

 Я продолжала – в надежде на чудо. И чудо случилось. Нашелся документ, содержащий дополнительный список донских казаков, по разным причинам не ушедших на «Москве» и «Тамбове», а отправленных двумя неделями позже пароходов «Москва» и «Тамбов» на пароходе «Орел». И в этом списке – Иван Петрович Федосов, ранее записанный на эти пароходы, но отправленный на «Орле» из-за того, что заболела его 8-летняя дочь Анна. Анна выздоровела, и семья на «Орле» пошла к приморским берегам. Увидев на бумаге название парохода «Орел»,  я вспомнила и отцовский урок, и давний летний день, и даже расплавленный от жары сучок на тротуаре.

 Этот документ, к счастью, отложился не в казачьих фондах, а в фондах областного правления. Получается, если бы не Анна – документа о прибытии Федосовых в край я бы не нашла. С этого времени у меня к Анне Ивановне особый пиетет.

 Я продолжала работать в архиве, а сестра моя Ольга Асламова, которая живет с семьей в Лесозаводске, смотрела на месте метрические книги. И в апреле 2000 г. получаю от нее письмо, а в письме – выписка из метрической книги: оказывается, родная сестра нашего прадеда, наша Анна Ивановна Федосова 27 июля 1903 г. в Донской иконы Божьей матери церкви станицы Донской Уссурийского казачьего войска обвенчалась с казаком поселка Буссе Бунаковым Владимиром Ивановичем. Ах ты, Боже мой, сказала я, за кого же мы отдали нашу Анечку?

 Я понимала, что если жених из поселка Буссе, последнего в линии казачьих поселений на реке Уссури 1859 года, то Бунаковы, скорее всего, казаки забайкальские. И вот с этого времени я стала смотреть материалы  на Бунаковых – с апреля 2000 г. эта фамилия вошла в нашу семью и в наш поиск.

 Сложности те же – нет доступа к казачьим фондам. Но все-таки по крохам, по крупицам материал набирался,  к 2003 г. стало понятно, что родословная может получиться. В мае я поехала в Лесозаводск, чтобы познакомиться и поговорить уже с семьями Бунаковых.

 Рассуждала так: скорее всего, в 1930-е годы Бунаковы, не пожелавшие вступать в колхозы, могли уйти работать на Дальневосточную железную дорогу – на приморские станции Прохаско, Иман (сейчас Дальнереченск), в Ружино. И решила поискать их прежде всего в Ружино – это сейчас станция Лесозаводска. Обратилась в местные школы, рассказала о том, какую работу по восстановлению персонифицированной истории края ведут музей, наш клуб, попросила о помощи – нужны были адреса. Помогли. Среди Бунаковых оказались не только ученики, что само собой разумеется – раз живут, значит и учатся, но и учителя. Процесс пошел – дай Бог силы на ежедневные марш-броски по городу.

 В Ружино, если смотреть на север, на Хабаровск, то по правую руку, то есть на восток от железной дороги, рядом стоят 3 дома – живут три брата Бунаковы с семьями, а дом старшего брата – по левую руку от железной дороги, на запад. И туда, и туда от автобусной остановки идти далековато. Начать решила с трех домов – больше шансов застать кого-то дома. Добралась, поздоровалась, представилась.

 Встретили вежливо – и равнодушно. Опять рассказала о клубе, о музее, о нашей работе, в ответ услышала:

- При чем здесь мы, наша семья? Да и знаем мы мало – дедов знаем, а прадедов только по имени.

 Я стала говорить о том, что вместе, объединив их и мои знания, мы восстановим пробелы в семейной биографии. Будет книжка. Ответили:

 - Да были здесь у нас какие-то собиратели года 3-4 назад, тоже про дедов-прадедов выспрашивали-записывали, а что они потом про нас написали – нам не ведомо. Не видели мы их книжек.

Расплачиваться за чужие грехи я не желала:

- Мою увидите, обещаю. И снова говорю о роли казачества в жизни края.

 Спрашивают меня:

- А сами вы откуда? Что вдруг казаками интересуетесь…

Отвечаю, что живу во Владивостоке, а родилась в Лесозаводске, там, где раньше станица Донская была. Да, помнят, была такая станица на низком берегу Уссури.

- А у самой деды кто?

- Да донские казаки, Донскую и основали – вот как Бунаковы основали поселки Верхне-Михайловский и Буссе, так и мои - Донскую.

 Вмиг все переменилось: 

- Так ты из казаков? – люди сразу же заменили вежливое «вы» на свойское «ты», и тут же: есть-пить хочешь? Ты где остановилась? А то давай к нам, сейчас твои вещи перевезем…

 Я – своя среди своих, мне уже не нужно им что-то долго объяснять, уговаривать, и им также не нужно мне объяснять из казачьей жизни – сама все понимаешь, - так сказали. Состоялись беседы, и я пошла  к старшему брату.

И все сначала – холодная вежливость, равнодушие, обращение на «вы»… И – все меняется после того, как вновь проясняется мое казачье происхождение: и зовут на ты, и угощают, и рассказывают. Хозяин, узнав, что уже побывала у младших братьев, слегка обижается – почему сразу к ним, младшим, ведь  старший – он. Вот, нарушила старшинство. Объясняю, что боялась дома не застать, а так шансов больше: все-таки там три хозяина. Ну, ладно, пусть, соглашается хозяин, а зачем ты все это делаешь? Ходишь, расспрашиваешь. Вот именно тебе – зачем это? И ехала издалека… Я ответила, что 150 лет назад его предки, вместе с другими забайкальцами вставшие на дальневосточных рубежах, без единой капли крови присоединили к России Амурскую и Приморскую области что я хочу знать их имена и рассказать о них современникам. Он кивнул - да, так было.

 Прощаясь, хозяева вышли со двора, проводили  до дороги. Последние рукопожатия в молчании, яркий солнечный день, вторая половина мая в Лесозаводске –  молодая, светло-зеленая и нежная листва, +25 в тени, и оглушительная для жительницы шумного Владивостока тишина: ни единого, нарушающего природную гармонию, звука. Я уже уходила, когда мне вдогонку донеслось: «Бедная ты, бедная…» Что такое? Обернувшись, встречаю полный сочувствия взгляд, возвращаюсь – что такое? Что не так?  «Бедная, не сможешь, не получится у тебя… потому как никому мы не нужны». Он жалел не себя – меня, решившуюся на напрасную, по его мнению, работу – «никому мы не нужны».

-  Да почему не получится? Ведь работают же другие люди, университеты вот, институт истории, у них же получается, а почему у меня не получится?

- Так то они не для нас, - сказал хозяин. То они для себя. А ты для нас хочешь. И потому ничего у тебя не получится –  и снова повторил: «Никому мы не нужны».

 Комментировать тут было нечего, что-то обратное доказать можно только работой. Мне осталось только сказать, чтобы ждали, не болели, что книжку привезу. С тем и ушла. С тех пор во мне живет обязательство сделать все для того, чтобы исчезло, растворилось когда-то поселившееся в людях ощущение ненужности для своей собственной страны.

 Выводов для себя сделала три:

1) прежде чем идти к людям собирать полевой материал, должна знать о прошлом их семей больше, чем знают они – люди должны поверить в серьезность твоих намерений должна владеть темой

2) люди не хотят быть объектами исследований, важно сделать их соучастниками работы обязательно информировать о ходе работы

3) взялась делать, объявилась перед семьей – доводи до победного конца, в ином случае беспокоить людей иногда бывает и жестоко – слишком много душевных сил затрачивают они на воспоминания, особенно старшее поколение.

 Впереди было еще 2 года работы, в начале сентября 2005 г. книжка вышла из типографии, которая вскоре дала анонс в газету «Владивосток», и я поторопилась в Лесозаводск –  люди прочтут газету, неудобно получится, что я с книжками не еду – а ведь обещала. Взяла расчетное количество экземпляров, плюс еще сколько-то сверху – на всякий случай, и снова начала с 3-х домов.

Встретили вежливо и равнодушно. Мы снова на «вы».  Выжидательно смотрят:

«Опять что-то нужно от нас?» Что могу книжку привезти – даже и не думают.

 Я начала: «Вот, я была у вас 2 года назад…»

 -  Мы помним.

- Можно пройти?

 - Проходите. Садитесь.

И все это говорится вежливо, но абсолютно холодно. Я достала очки, и чтобы разрядить обстановку, говорю: «Не знаю, как Вы, а я вот без очков уже не читаю…»

Хозяин сказал как выдохнул: «Книжку привезла? – и хозяйке, – «Алла, неси очки!»  И барьер рухнул, опять мне говорят  «ты»…

Вынимаю из сумки книжку, хозяин на обложку показывает, от волнения читать не может: «Что, что здесь написано?  Вся книжка  про нас?»

  - Да.

  - За сколько, ты сказала, лет?

-  За 250.

- Покажи, где мой батя… а дед?

 Объясняю, как работать с книжкой – поколения, нумерация, список родственных фамилий…

 - А старшой (брат) не верил, а книжка – вот! – ликует хозяин.

 И хозяйка:

- А я вот верила.

Все до единого экземпляры, что привезла, оставила в Лесозаводске, последний  забрали в полночь спустя пять дней, специально приехав на вокзал, –  я уезжала  назад во Владивосток. И до сих пор теперь уже меня находят по цепочке, забирают книжки. Очень хотят, чтобы я продолжила работу над родословной.

 Собирая материал, ездила в Лесозаводск дважды, и уже из Лесозаводска в поселок Кировка, затем в Уссурийск, Надеждинский район, Большой Камень, Благовещенск помогали семьи моих сестер Асламовы и Лобысевы, ну и мои Бутковские, конечно.

О чем жалею. Жалею, что после выхода книжки все добрые слова от Бунаковых мне пришлось выслушать одной, и рядом не было дорогих моих коллег – их энтузиазм заряжал меня на пятилетнем пути, не было Аркадия Петровича Ковалькова, сделавшего родословные таблицы, смонтировавшего книгу, не было Галины Александровны Алексюк, Нины Беслановны Керчелаевой, породивших и вырастивших клуб, а значит, и меня. Не знаю, что с этого времени есть я для Бунаковых, но точно знаю, что главное учреждение в крае теперь для них – музей им. В.К. Арсеньева, вернувший им родовую память».

А Бунаковы, к слову, фамилия уральская.

 Это далеко не единственный пример успешной работы – 17 сборников «Записки клуба «Родовед» увидели свет (издаются с 1997 г.), в том числе в 2005 г. вышли первый том  (выпуск № 13), и в 2006 г. – том второй (выпуск №15) большого по объёму и уникального по содержанию труда «Ольгинско-Шкотовский родословец. История в родословных в документах», представляющие родословные большой группы крестьян-переселенцев, пионеров хозяйственного освоения Ольгинского и Шкотовского районов Приморского края с первых лет присоединения Приморья к России заканчивается предиздательская подготовка третьего тома. Примечательно, что работает над  «Ольгинско-Шкотовским родословцем» коллектив авторов (координатор проекта Ковальков А.П.). Уровень клубных работ, их наукоемкость настолько высоки, что давно уже привлекли внимание профессиональных ученых. Все это состоялось еще и потому, что существует тесный союз  ПГОМ им. В.К. Арсеньева, клуба «Родовед», каждого генеалога с Российским государственным историческим архивом Дальнего Востока и Государственным архивом Приморского края, с Государственными архивами Хабаровского края и Амурской области. Архивисты внимательно и безотлагательно в случае необходимости помогали и помогают советами, консультациями и искренне радуются нашим находкам, когда таковые случаются.

Неспроста у генеалога «исследование» ассоциируется со словом «путь»: трудно начинать, делать первые шаги, когда мало или почти нет исходного генеалогического материала, и это не редкость, к сожалению. Давние, да и близкие события российской истории мало способствовали сохранности семейных архивов: разрушительные войны, добровольные и принудительные переселения,  массовые репрессии  очень часто  разделяли семьи навсегда, и вот уже внуки не знают отчества своих дедов, а случается – и не стремятся знать.  Одной из основных задач клуба является пробуждение интереса у наших современников к своим родовым корням, к памяти предков, как к одному из условий и средств патриотического и нравственного воспитания – важнейшей на сегодня государственной задачи.  Предки подарили нам страну, в благодарность мы должны быть  внимательны к истории своих родов, знать, кем и какими были  деды и прадеды, где они жили, когда, откуда и при каких обстоятельствах переселились в Приморье. Генеалогия – занятие, далеко не всегда приводящее к быстрому и успешному результату, но требующее больших знаний, трудозатрат, способности к самообразованию, а потому объединяет людей скромных, терпеливых, целеустремленных, обладающих аналитическим умом, и – деликатных. Познакомьтесь с любым сборником, там в каждой родословной, в каждой статье бережно сохраненные приметы давно ушедшего времени – одновременно и открытие, и свидетельство любовной памяти.

Для многих дальневосточников знакомство с деятельностью клуба или только сообщение о том, что такой клуб во Владивостоке действует, становится стимулом для изучения своих родословных – ПГОМ имени В.К. Арсеньева, являясь по-настоящему домом открытых дверей,  всегда ждет таких людей и встречает их с радостью.



Друзья, пожалуйста, нажимайте на кнопки соцсетей, этим Вы поможете развитию проекта!