Курс "Как искать своих предков"    Запись здесь

Тезисы Уральских родоведческих конференций » Усольцева Л.Н. Деревня будет жить! (Усольцевы – коренной род деревни Киргишаны)

Усольцева Людмила Николаевна г.Екатеринбург

Деревня будет жить! (Усольцевы – коренной род деревни Киргишаны)

Уже 2 года я занимаюсь поиском информации о своем роде. И за это время я сделала 2  родословные книги. Мой муж, наблюдая за мной, видя результаты моей работы, стал просить меня составить и его родословное «древо». И вот этим летом мы решили съездить на его родину – в деревню Киргишаны Нижнесергиинского района, чтобы начать там сбор информации об его роде (фото деревни). Этим я и хочу с вами поделиться сегодня.

(Фото семьи) Это наша семья. Вот мой муж Усольцев Анатолий Григорьевич. 

1.  О  предках.

В переводе с татарского, Киргишаны – дикая речка. Через эту деревню проходит исторический Сибирский тракт, по которому в разные времена вели ссыльных. Однажды мимо шла татарская семья и попросила приюта в доме дяди и тети мужа. Маленькая дочка этих татар приболела, и ее родители попросили разрешения у родственников мужа оставить ее ненадолго в их доме. Неизвестно по каким причинам, но они не вернулись. Так эта татарская девочка стала приемной дочкой в семье дяди и тети мужа.

По этому тракту в начале 20 века вели и моего деда – с Украины в Сибирь. Кто знает, может быть, предки моего мужа напоили и накормили моего деда, идущего через их деревню.

(«Древо») Я начала оформлять схему восходящего родословия от нашего сына. Вот смешанное родословное «древо».

Пока мы владеем информацией только о четырех поколениях вглубь по линии мужа, но уже узнали много интересного. Например, посетив местное кладбище деревни Киргишаны, мы обнаружили могилу деда моего мужа – Оборина Ивана Гавриловича, похороненного в 1918 г. (его фото). Он нес икону по морозу в крещенские праздники, был, как полагается для такого события, без шапки, поэтому простыл и умер. Его жена была в то время беременна, и мама моего мужа, моя свекровь, родилась без отца. Поэтому всю жизнь ее называли сироткой, и я думала, что про ее отца ничего неизвестно. Честь и хвала жителям деревни, которые ухаживают за кладбищем, сохраняя память о своих предках. Благодаря такому трепетному их отношению, мы смогли узнать, как звали деда мужа,  когда он родился и когда умер. Вообще, на этом кладбище похоронено очень много родственников моего мужа.

Например, дед мужа, Усольцев Василий Ефтефеевич (1873-1947). Он был очень большой и даже в дом, который сам построил, входил боком. Также он занимался, если можно так сказать, спортом. Через трехметровые ворота он бросал двухпудовую гирю. Пока она летела, дед перебегал на другую сторону от ворот и ловил эту гирю.

2.  Потомки, возрождающие родную деревню.

По горизонтальным «ветвям» мы имеем более обширную информацию. У моего мужа 7 родных братьев и 72 человека двоюродных братьев и сестер! А троюродных еще больше!

  Многие из них давно уехали из Киргишан. Деревня постепенно пришла в запустение, думали, что она погибнет, как многие русские деревни. Но недавно два племянника моего мужа приехали на родину своих предков и начали восстанавливать деревню (их фото). Они купили заброшенные земли, развели животноводство, построили на тракте гостиницы и столовые, построили новый магазин, новый клуб, пытаются восстановить церковь. Обеспечили работой людей из соседних деревень. Я очень рада за эту деревню, мне небезразлична ее судьба, т.к. в молодости я там учительствовала. Часто мы знаем о наших предках лишь сухие факты, а об их характерах и ценностях мы можем лишь догадываться по поступкам потомков.

Потомки рода Усольцевых  вернулись на земли своих предков, и возрождают родную деревню, тем самым, проявляя трудолюбие и любовь к своей малой родине, унаследованные от своих предков.

 3. Примеры воспитания и взаимоотношений в семье Усольцевых, показывающие высокий уровень внутренней культуры почти неграмотных людей.

Хочу особо сказать о своих свекре и свекрови – Григории Васильевиче и Ольге Ивановне (их фото). Мы все 7 снох всегда вспоминаем их с большим теплом. Они всегда были на нашей стороне, а не на стороне своих сыновей. Но для своих сыновей они были авторитетом. Самым серьезным наказанием детям была фраза матери: «Отцу скажу». Или когда в их семье появилось радио, и дети маленькие начинали баловаться, мать говорила им: «Не будете слушаться,- уйду в радио». И дети боялись, что мама станет маленькой и уйдет в радио. Сразу же замолкали и говорили: «Мама, только в радио не уходи». Т.е. родители воспитывали детей личным примером и словами, а не тумаками и упреками.

И дети отвечали своим родителям благодарностью. Мой муж в 9-10 классе учился в интернате в другой деревне. В начале каждой недели, когда он уезжал, мать давала ему рубль на личные расходы. А он всегда берег этот рубль и обязательно привозил маме 100 грамм фиников.

  Друг к другу свекр и свекровь обращались только по имени, отчеству. 

И нас всех называли по имени, отчеству. Я была самая младшая сноха, по возрасту почти им внучка, но и меня они называли по имени, отчеству и на Вы.

 Свекровь за столом всегда первому подавала еду своему мужу.  

 Они знали, когда что сказать, никогда не ругались и не ворчали. (Случаи с Толей на кровати и с больным Владиком).

Вот такая высокая культура взаимоотношений была у наших предков!

Именно уважение к свекру и свекрови сподвигло меня начать исследовать родословие моего мужа. И начало получилось вдохновляющим!



Друзья, пожалуйста, нажимайте на кнопки соцсетей, этим Вы поможете развитию проекта!