Курс "Как искать своих предков"    Запись здесь

Тезисы Уральских родоведческих конференций » Варлаков Павел. Слобода Утяцкая и ее жители. Век семнадцатый (хронология).

Павел Варлаков (г. Курган)  

Слобода Утяцкая и ее жители. Век семнадцатый (хронология).

Около 1680 года . Федор Иноземцев начинает в верховьях реки Тобол строительство Утяцкой слободы.

1682 год, 27 апреля. Умирает царь Федор Алексеевич. На русском престоле воцаряются Петр и Иоанн Алексеевичи. Слободчик Иноземцев со старцем Авраамием заводят в Утяцкой слободе раскольническую пустынь. Вскоре слобода становится центром старообрядческого движения. Сюда  начинают  стекаться раскольники. Они отказываются присягать в верности Великим князьям (царевичам). Тобольский воевода князь Голицин требует от них объяснений. В особой сказке раскольники излагают причины произошедшего, добавляя ко всему, что « и впредь они Великим государям креста целовать, не хотят ». Для переговоров из Далматовского монастыря приезжает игумен Исакий и пытается вразумить раскольников, но те отказываются с ним разговаривать. Заговорщики во главе с Федором Иноземцевым «обводят дороги мимо Царева городища», по которым в Утяцкую слободу собираются старцы и приверженцы старой веры, вместе с женами и детьми. Ситуация принимает политический характер. Воевода велит приказчикам по всем дорогам поставить заставы и никаких людей в Утяцкую слободу и обратно не пропускать, а в случае поимки задерживать и присылать в Верхотурье или на Тюмень. Для подавления выступления раскольников правительство посылает туда крупный отряд «тюменских служивых людей, литвы и конных казаков», численностью 150 человек, во главе с Петром Титовым сыном Текутьевым.

Декабрь 1682 года. Карательные отряды окружают Утяцкую слободу со всех сторон, но попытка взять бунтовщиков штурмом оканчивается массовым самосожжением (гарью) старообрядцев. В ходе операции были пойманы семь старцев, которых отправили в Тобольск. Там они были расстрижены, подверглись пыткам и вскоре померли.

На картографических чертежах С.У.Ремезова, на правом берегу Тобола, против места нахождения Утяцкой слободы отмечено урочище «погорелка».

Год 7194 (1685/1686). Бывший слободчик Белоярской-Иковской слободы, Кондратий Кондратьев сын Замятнин строит  на реке Каме (Каменке) Камыцкую слободу. В ней было шесть дворов (всего 19 человек мужчин). Вместе с Замятниным в слободе находится писчий дьяк Василий Васильев сын Скорняков.

Год 7195 (1686\1687). слободчикам Федору Васильеву и Василию Степанову Возмиловым «велено строить вновь слободу на речке Утяке», в месте впадения ее в реку Тобол. В Утяцкой слободе пять дворов (всего 17  человек мужчин). Два двора слободчиков, два беломесных казаков и двор оброчного крестьянина. Вскоре слободу разоряют.

Между 1687-1690 годами. Воевода А. Головин велит Игнатию Репину «заново строить Утяцкую слободу».

Лето, 1691 год. Воровские воинские люди, полностью разоряют Утяцкую и Камыцкую слободы. Погибает приказчик, много беломестных казаков и крестьян. Около двухсот человек захвачено в плен.

1692 год, 15 февраля. Крестьянам Тимофею Игнатьеву сыну Репину и Антону Иванову сыну Меншикову дают разрешение на строительство Новой Утяцкой слободы. 

«.. В 1692 году в июне месяце, пришед безвестно, воинские козачьи орды татары и каракалпаки вверх Тобола реки на деревни слободы Царева городища, и развоевали Утяцкую слободу, дворов с двадцать. Многих крестьян побили, а жен и детей с собою увезли. И за ними гонялись сотник да сто человек беломестных козаков, и догнали их от Царева городища в ближних местах. И на том бою от тех воровских воинских людей убит сотник да с ним сорок человек козаков. Да за ними же гонялись тобольские дети боярские, и конные козаки, и тюменцы, и татары, и слобоцкие беломестные козаки сот с шесть, а достичь их воровских воинских людей не могли..»

По мере того как русские осваивают верховья Тобола, набеги кочевников повторяются почти каждый год.

1693-1697 годы. Слобоцкие крестьяне распахивают землю, строят первые заимки. Первыми жителями слободы были крестьяне: Меншиковы, Репины, Завьяловы, Охохонины, Шмаковы, Предеины, Серковы и Галишевы.  Вскоре на местах заимок возникают  деревни, названые по фамилиям своих основателей.

1696 год. Из Тобольска на береговую службу послан отряд, состоящий из 46 детей боярских и 23 конных казаков. Отряд возглавляет тобольский дворянин Андрей Кляпиков. В отряде находятся братья, Семен и Никита Ремезовы. 29 апреля ратные люди прибывают в Ялуторовскую слободу, затем двигаются в Царево городище, куда добираются 20 августа. После направляются в село Воскресенское, и 2 сентября достигают Утяцкой слободы.

Чуть позже С. У. Ремезову дается задание, ехать по Тобольскому уезду по рекам и слободам и, описав окрестности, составить чертеж. Благодаря его стараниям мы имеем Хорографическую чертежную книгу. В ней изображены слобода Утяцкая,  расположенные вокруг нее урочища, деревни и мельницы.

К 1700 году к Утяцкой слободе были приписаны, следующие деревни:

По реке Тоболу, где устье Лебяжьего истока находилась Серкова . (По всей вероятности исчезла из-за разорения кочевниками).

По реке Юргамышу: Галишева, Предеина, Шмакова, Меншикова и Охохонина (на устье).

На степной стороне (на правой стороне Тобола) находились деревни Завьялова (Завьялкова) и Предеина (2). В 1699 году, из-за частых набегов кочевников было принято решение «со степи из деревень и заимок крестьян свесть в слободы». После этого эти две деревни исчезают.

Из слободы была дорога на Окуневскую слободу и к селу Воскресенскому .

В середине девяностых годов в слободе строится однопрестольная деревянная церковь во имя Святителя Христова Николая. В последствии церковь перенесена на другое место.

Историк Николай Абрамов, описывая церкви, находящиеся в центральной части современной Курганской области, писал:

«Церкви большей частью были крестообразные: крыльца, паперть, трапеза или зимняя церковь с алтарем на правой стороне, за тем летняя церковь, менее трапезы, и особо устроенный к востоку алтарь. Крыши на церквях были шатровые или со скатами, у спусков кровли вырезки фигурные. Главы церквей обшивались тесом гладко или большей частью чешуйчато. Кресты на главах восьмиконечные деревянные или железные. Входные крыльца были высокие о несколько ступеньках, крытые епанчей или скатами на две стороны. По обоим бокам крыльца были балясины точеные или решетки. В паперти на правой стороне в стене по деке, длиной около трех, шириною двух с половиной аршин и изображение Страшного Суда Христова. Окна были косящетые, не большие, прямые или к верху полукруглые. Оконницы, особенно 17 столетия, равно кивоты для икон и выносные фонари были из слюды. Иконостасы состояли из поклона (местные иконы) и вверху из двух или трех ярусов, в коих изображались Пророки, Праотцы и Апостолы. По двум стенам иконы на полках с фигурно вырезанными карнизами. Иконы писались на досках с наклеенною на них Левкашеной холстине, обкладывались по сторонам медью или басмяным с позолотою. Венцы и гривны были медные или серебренные, чеканные или басмяные. Ризы на иконах медные, с левой стороны резцом прочерченные. Сосуды церковные большей частью были оловянные. Одежды священнослужителей в 17 столетии были кумачные, выбойчатые китайчатые и отчасти из шелковых материй. Богослужебные книги большей частью рукописные. Колокольни строились особо от церкви. Они были в несколько ярусов круглые, иногда шести и восьмигранные. Выше самих церквей. Верхи колоколен были круглые шатровые или пирамидные, крытые гладью или чешуйчато».

В октябре 1700 года драгунский полковник Давид Яковлевич Мейн получает приказ «ехать по Тоболу и по Миассу рекам и на тех реках слободы осмотреть и описать круг тех слобод реки и озера, и леса. И есть ли в тех слободах пашенные земли и сенные покосы и иные какие угодия. И всему тому учинить чертеж».

Вблизи слободы рос бор. Пашенных земель и сенных покосов было в изобилии. Граница Утяцкой слободы от Царева городища проходила по речкам Утяк и Юргамыш. На территории слободы было множество рек и озер. Крестьяне кроме сельского хозяйства занимались рыболовством и охотой.

  О фамилиях старожилов.

При составлении использованы следующие источники:

РГАДА. Ф.1111. Оп.4. Д.1. Л.1-100 об. Переписные книги 1621 года.

РГАДА ПИСЦОВАЯ КНИГА ВЕРХОТУРСКОГО УЕЗДА Михаила ТЮХИНА 1624 г.

ТГИАМЗ. КП 12692. Перепись 1666 г.

РГАДА. Ф.214. Оп.5. Д.261.

Переписная книга Тобольского уезда переписи Льва Поскочина

189 (1680/81), 190 (1681/82) и 191 (1682/83) гг.

Переписная книга дворов Тобольского уезда.

Р.Г.А.Д.А. ф.214 опись 1 часть 8 дело 6894  (1689г.?).

(Перепись датирована по времени пребывания в Тобольске письменного головы Ивана Денисовича Спешнева).

Хорографическая чертежная книга 1697-1711 годов С. У. Ремезова.

Перепись Василия Турскаго (1710 год).  Р.Г.А.Д.А. (г. Москва) ф.214 оп.1 д. 1526.

Н.И.Никитин « Сибирская эпопея 17 века « (Серия Научно популярное издание А.Н. С.С.С.Р.) Москва. «Наука». 1987 год

РГАДА. Ф.214. Кн.1617. (1720 год)

Тобольские губернские ведомости. 1860. № 6. 13 февраля. (ГАКО. СИФ. Л. 109 об.) Н. Абрамов. Слобода Царево городище с окрестностями.

Памятники литературы и письменности крестьянства Зауралья. (Выпуск 1. Тома 1, 2 Выпуск 2. Том 2). Издание Уральского университета.

ГАКО ф. 75 оп.1 дела 4, 31. (Утяцкая Богоявленская церковь с приделом во имя Николая Чудотворца.)

ГАКО ф. 235 оп. 1 д. 97.

ГАКО ф. 235 оп. 6 дела 165 -178.

История Курганской области. (Пузанов В. Д.) Том 7, лист 108.



Друзья, пожалуйста, нажимайте на кнопки соцсетей, этим Вы поможете развитию проекта!