Мурзинское село
Мурзинское село (4 благочиние) Верхотурский уезд находится в 105 верстах от епархиальнаго города. Мурзинский приход расположен между рекой Нейвой и ея притоком Амбаркой, впадающей в Нейву ниже села. Местность эта холмистая, сухая и благоприятная для здоровья. Почва не везде одинакова, на ряду с черноземной встречается суглинистая и песчаная, требующая удобрения. Село Мурзинское – одно из древнейших русских поселений в зауральской части Пермской губернии. Основано оно в 1640 году; название свое получило от того, что в древнее время здесь жил какой-то знатный татарский мурза (князь); до построения слободы место это называлось мурзинской сланью. В истории Госуд. Рос. Карамзина упоминается между прочим, как отряд казаков из войска Ермака Тимофеевича покорителя Сибири, переправившись чрез р. Тагил, отважился дойти до р. Нейвы; здесь его встретил мурза с своими татарами и побил, но впоследствии, очевидно, им удалось покорить мурзу. Из этого упоминания можно заключить, что Мурзинская слобода основана была вольными, гулящими людьми, которые с разрешения правительства устроили здесь пограничную станицу и были первыми русскими поселенцами этого дикаго тогда края. Село Мурзинское приобрело известность по нахождению в нем и его окрестностях разных цветных камней: топазов или тяжеловесов, превосходных аквамаринов (бериллов), аметистов, горных христаллов – безцветнаго и дымчатаго (раух-топаза), шерлов или турмалинов – малиноваго, чернаго, синяго, зеленаго и бураго. Теперь минералы эти добываются не у самаго Мурзинскаго села, а близ окрестных деревень и гор. – В состав Мурзинскаго прихода входит село и 9 деревень: Сизикова – в 9 в., Зырянская – в 4 в., Южакова – 7 в., Новая Южакова – в 10 в., Луговая – в 5 в., Путилова – в 6 в., Новая – в 7 в., Слудка – в 19 в. и Алабашка – в 7 в. Прихожане все русские крестьяне, всего в приходе 4449 д. об. п. (2149 м. и 2300 ж.), из них 543 д. раскольников и уклонившихся в раскол. Главное занятие прихожан – хлебопашество; кроме того крестьяне занимаются заготовкой и доставкой дров и угля на окрестные заводы, возкой железа, чугуна, руды, разработкой цветных камней в горах Ватихе, Тальяне и др., находящихся в черте их владений. Существующий храм в селе Мурзинском – каменный, трехпрестольный – уже третий с основания села; сооружен по благословению митропол. Антония Тобол. и Сибирскаго в 1729 году на средства прихожан, главный престол во имя Сретения Господня. Храм этот в первоначальном виде существует и теперь, только в 1899 году в нем поднят был алтарный свод на 7 четв. Никаким переменам и несчастиям не подвергался и не был приписным к другому приходу. Один придельный алтарь во имя св. Николая сооружен в 1798 году, другой во имя св. муч. Параскевы – в 1820 году. Существующие иконостасы поставлены – в храме Сретения Господня в 1851 г., в приделах – в 1876 г. В Сретенском храме иконостас трех-ярусный с живописными иконами, украшен золоченой резьбой, местныя иконы в серебряных ризах. В приделе св. муч. Параскевы находится местночтимая икона этой святой. Икона и по преданию, и по письму очень древняя. Происхождение ея относят к XVIII столетию, когда она находилась в часовне на поле деревни Южаковой, вблизи нынешняго села Кайгородскаго. Во время «напольнаго» пожара икону эту перенесли в Мурзинский храм, где она пребывает и до сего времени. На поклонение этой высокочтимой местной святыне ежегодно к девятой пятнице по Пасхе стекаются многочисленныя толпы богомольцев из всех окрестных заводов и дальних сел. После литургии в девятую пятницу совершается торжественный крестный ход в дер. Южакову, где в часовне служится водосвятный молебен св. муч. Параскеве. Бывает еще крестный ход с св. иконой в шестую неделю по Пасхе в с. Кайгородское. Оба эти хода разрешены св. Синодом в 1880 году. – В приходе имеются три часовни – в дер. Южаковой, Луговой и Зырянской; все оне построены усердием прихожан для служения молебнов во время крестнаго хода с иконой св. муч. Параскевы в с. Кайгородское. – Мурзинской церкви принадлежат три дома для причта, два корпуса деревянных лавок, две каменных палатки и деревянный амбар.
Материал из книги "Приходы и церкви Екатеринбургской епархии", изданной в 1902 году.
Другие статьи этого раздела:
Нейво-Шайтанский, или иначе, Сусанский завод [описание]
Друзья, пожалуйста, нажимайте на кнопки соцсетей, этим Вы поможете развитию проекта!