Курс "Как искать своих предков"    Запись здесь

Николае-Павловское село

Николае-Павловское село (3 благочиние) Верхотурский уезд, называемое также Шайтанкой, находится в 10 верстах от Нижне-Тагильскаго завода; расположено на реке Шайтанке, впадающей в реку Тагил. От епархиальнаго города Екатеринбурга в 121 версте к с., от ближайшей станции «Шайтанка» Пермь-Тюменской железной дороги в 3 верстах к в. Занимаемая площадь в 5 ½ квадр. верст, находящуюся в посессионном владении заводовладельцев Демидовых, Николае-Павловское село со своими окрестностями представляет местность возвышенную и гористую, покрытую хвойными лесами. Почва глинисто-песчаная, местами каменистая; для земледелия мало удобна. Климат местности холодный и весьма непостоянный, с быстрыми и резкими переменами температуры; но на здоровье вреднаго действия не оказывает и развитию эпидемических болезней не способствует. Павловским это село  называется в честь владельца местности Павла Николаевича Демидова, которым и был в этой местности основан поселок Павловский; а Николае-Павловским селом стал называться этот поселок с того времени (1872 г.), когда в нем был построен первый храм во имя святителя и чудотворца Николая. – До начала 20 годов истекшаго (19-го) столетия местность Николае-Павловскаго прихода представляла лесную глушь, в которой укрывались лишь раскольники бегуны от церковнаго и гражданскаго правительства, и то в небольшом числе (около 5 душ). В 30 годах того-же столетия и позднее в эту глухую местность Урала помещиками Демидовыми были переселены из внутренних губерний России (Черниговской и Рязанской) крепостные люди, которые и положили начало нынешнему Николае-Павловскому селению и приходу. Эти пресельники из Черниговской и Рязанской губерний были на родине своей взяты летом «врасплох», посажены на телеги, прямо с полей своих, кто в чем был, и отправлены для водворения на новое место жительства. Нежелавших переселиться смиряли розгами. По прибытии невольных эмигрантов на новое место обитания, каждому из них отведено было готовое помещение, - изба, даны были от помещика чугунок, кочерга, ухват и другия кухонныя принадлежности. Хотя впоследствии рязанцы (великороссы) и черниговцы (малороссы) стали смешиваться между собой и терять свои племянныя особенности, но, тем не менее, и доселе еще сохранилось несколько чистокровных семей, как черниговцев, так и рязанцев, за последними и доныне остается кличка «крупеники», указывающая на род из занятий на родине – обдирание круп. В отношении жизненной обстановки, население прихода отличается чистоплотностью, вкусом и хозяйственностью: все прихожане живут в белых, просторных избах, зачастую выкрашенных внутри масляной краской; в некоторых домах встречается даже барская обстановка – венская мебель, портьеры, шторы на окнах и т. под. Жители Николае-Павловскаго села занимаются по преимуществу приисковыми работами на золотых и платиновых розсыпях; занятия земледельческия – хлебопашество, огородничество и т. под. считаются низкими; «это пусть делают хрестьяне», говорят они обыкновенно про сельския работы; весьма незначительная часть населения занимается ремеслами: кузнечным (3 кузницы), сапожным (2 мастерских), овчинным (1 мастерская), маслобойным (2 маслобойни); в селе имеется также 15 торговых лавок. – По национальности жители Николае-Павловскаго села все русские; по вероисповеданию – православные; в настоящее время всех православных числится в приходе 4 тысячи душ об. пола; раскольников 10 душ; иноверцев в приходе нет. До построения храма (1872 г.) жители Павловскаго поселка исполняли свои христианския обязанности до 1839 года в Нижне-Тагильском и Черно-источинском заводах, а с 1839 года, когда в 7 верстах от поселка, в селе Воскресенском (Шиловка), устроена была церковь и образован был самостоятельный приход, то в этом последнем. Но с увеличением населения в поселке Павловском и вследствие особенной затруднительности путесообщения, как с Воскресенским селом, так и с заводами Нижне-Тагильским и Черноисточинским, явилась настоятельная нужда в устроении собственнаго храма и образовании самостоятельнаго прихода в самом поселке Павловском. Посему, в 1871 году возбуждено было жителями поселка ходатайство пред епархиальным начальством об устроении в селении церкви и образовании прихода. Ходатайство увенчалось успехом. По благословению архиепископа Пермскаго и Верхотурскаго Антония,  храм был заложен в Сентябре месяце 1871 г. Храм был построен деревянный; материалом для него послужили запасные хлебные амбары, безвозмездно уступленные заводовладельцами Демидовыми для этой цели; общество-же употребило на постройку до 2 ½ тысяч рублей. Через год и 3 месяца храм был окончен постройкой и 3-го Декабря 1872 года был освящен, по благословению того-же архиепископа Антония, благочинным, протоиреем Алексием Карпинским, во имя святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийскаго. В этого времени Павловский поселок и переименован был в Николае-Павловское село. Новоустроенный храм, и по размерам и по украшению, был весьма скромен, если уже прямо не беден. Но он существовал не долго: в 1883 году в ночь на 6 Января он сгорел в западной своей части (по небрежности церковнаго старосты); алтарь уцелел, но с большим повреждением в иконостасе. Вскоре после пожара, с разрешения епархиальнаго начальства, к алтарю сделана была пристройка взамен сгоревшей части храма, и 25 Марта того-же 1883 года храм был снова освящен и открыт для богослужения. Но прихожане замышляли уже о создании новаго каменнаго храма. В 1886 году 1 Сентября, по благословению преосвященнаго Нафанаила, епископа Екатеринбургскаго и Ирбитскаго, и был заложен новый каменный храм, во имя того-же святителя и чудотворца Николая, - но с двумя приделами, - протоиереем Нижне-Тагильскаго завода Иоанном Флавиановым. Постройка новаго храма с внутренним благоукрашением обошлась в 33 тысячи рублей. Храм строился на общественныя суммы. В 1893 году, по благословению преосвященнаго Афанасия, епископа Екатеринбургскаго и Ирбитскаго, главный алтарь новаго храма был освящен благочинным, протоиереем Порфирием Славниным во имя св. Николая, архиепископа Мирликийскаго. В 1895 году последовало освящение и двух приделов, по благословенной грамоте преосвященнаго Симеона, епископа Екатеринбургскаго и Ирбитскаго, тем-же протоиереем Кушвинскаго собора, благочинным Порфирием Славниным, - а именно: 16 Января освящен левый придел, в честь Рождества Пресвятыя Богородицы, и 17 Января – правый, во имя св. пророка Божия Илии. Сей новый храм в 1901 году был поновлен внутри, при чем прибавлен иконостас. Церковь в 1899 году обнесена каменною оградою на средства местнаго церковно-приходскаго попечительства. Причт церкви состоит из 1 священника, 1 диакона и 1 псаломщика. Домов для причта: 2 церковных и 1 квартира от общества. – При церкви существует церковно-приходское попечительство. – В селе Николае-Павловском есть школа грамоты женская; открыта 2 Октября 1898 года; помещается в церковной сторожке. В селе имеется также земское училище смешанное; открыто в 1872 году.

Материал из книги "Приходы и церкви Екатеринбургской епархии", изданной в 1902 году.

Другие статьи этого раздела:



Друзья, пожалуйста, нажимайте на кнопки соцсетей, этим Вы поможете развитию проекта!