Пийское село
Пийское село (1 благочиние) Верхотурский уезд отстоит от Екатеринбурга, к северу, в 336 верстах и от Верхотурья, к югу, на разстоянии 46 верст. Расположено село у незначительной речки Вытеки, пересыхающей летом, а деревни прихода расположены на речках Пие и Калме. Почва глинистая, местность прихода богата лесами, но климат нездоровый вследствие множества болот. Причиною заселения места, столь неудобнаго для жительства, можно считать обилие кедроваго леса, хотя в настоящее время он почти весь уже вырублен. До 1865 году жители этого прихода состояли в приходе Салдинскаго села. Но, вследствие дальности разстояния и неудобства пути сообщения с Салдинским селом, особенно весною при разливе рек: Пии и Салды, образовался самостоятельный приход. В 1864 году, как видно из указа Пермской Духовной Консистории от 31-го Декабря за № 8811-м, в деревне большой Пие храм был окончательно устроен, и образовался отдельный самостоятельный приход, состоящий из деревень, принадлежавших ранее к приходу Салдинскаго села, Сретенской церкви, Малая Пия, Василева, Чернова, Таскина, Карпова, Мотырева, Глазунова и Волоковая, в числе 520 душ мужскаго пола, 551 души женскаго пола. В 1875 году к этому приходу были еще причислены крестьяне Салдинской Сретенской церкви из деревень: Заплатиной, Батраковой и Юри в числе 173 душ. Но вскоре по их нежеланию менять приход все эти крестьяне были переведены обратно в Салдинский приход. Пийский приход получил свое название от реки Пии, протекающей в 4 верстах от него. Все прихожане – русские православные крестьяне. В настоящее время всего прихожан числится 1775 человек обоего пола; из них мужескаго пола 873 ч. и женскаго пола 902 человека. Главным занятием прихожан служат куренныя работы: рубка дров и приготовление угля. Эти работы заставляют крестьян удаляться в леса на все осеннее время. Кроме этих куренных работ, прихожане занимаются еще приготовлением мочал, рогож, сит и лукошек, добываньем кедровых орехов и очень мало хлебопашеством. До построения храма, в деревне Пие была деревянная часовня с колокольнею. Часовня эта, построенная в честь собора Пресвятыя Богородицы, была заложена по грамоте Митрополита Тобольскаго и Сибирскаго Филофея, данной от 24-го Марта 1702-го года. При построении храма часовня была разобрана; иконы из нея помещены в храм, а наиболее ветхия и старинныя из них перенесены в кладовую. Каменный одноэтажный храм во имя Святителя и Чудотворца Николая Мирликийскаго, с такою же колокольнею, заложен 26 Октября 1856 года, по благословению Архиепископа Пермскаго и Верхотурскаго Неофита, постройка его окончена в 1863 году. Весь храм с алтарем и колокольнею длиною 15 сажен и 3 четверти, шириною 5 сажен 2 ½ аршина, а вышина храма до главы с крестом 8 сажен и 1 аршин. Храм обнесен каменною с железными решетками оградою. Около храма находятся два каменных флигеля; в одном живет просфорня, а в другом помещается земское начальное училище. В 1894 году храм внутри был украшен живописью с орнаментами. Придельных алтарей при храме нет. Возле праваго клироса в храме находится особенно чтимая местными жителями икона Божией Матери «Достойно есть». Эта икона приобретена из Афонскаго Пантелеимонова Монастыря старанием крестьянина Евгения Иринархова Волоковых. На иконе имеется сребро-позлащенная риза, пожертвованная купеческой вдовой Раисой Михайловной Цирныщиковой. В д. Карповой этого прихода имеется часовня построенная в 1885, деревянная, во имя Св. Пророка Илии и Вознесения Господня; в деревне Волоковой в 1898 г. построена каменная часовня во имя Св. Апостолов Петра и Павла.
Материал из книги "Приходы и церкви Екатеринбургской епархии", изданной в 1902 году.
Другие статьи этого раздела:
Друзья, пожалуйста, нажимайте на кнопки соцсетей, этим Вы поможете развитию проекта!