Верхотурье. Покровский храм
Покровский храм Верхотурский уезд принадлежал сначала женскому монастырю, основанному возле города в 1621 году первым архиепископом Сибирским и Тобольским Киприаном. Первоначально храм этот был сооружен из дерева. В 1640-х годах он, за ветхостию, был перестроен за-ново. В 1687 г. был освящен придел во имя Иоанна Предтечи, а в 1690 г. построена деревянная ограда и колокольня. Надо полагать, что огромный пожар Верхотурья в июле месяце 1738 г., называемый Ильинским, не миновал и обоих Верхотурских монастырей – мужскаго и женскаго. Заключать так нужно из того, что в 1739 – 40 г.г. бывшую при мужском монастыре Покровскую деревянную церковь, по преданию, перенесли в женский монастырь, а там на ея месте построили новую каменную тогоже имени. Эта перенесенная на новое место деревянная Покровская церковь, надо полагать, была ветхая, потому что уже в 1744 г. была заложена, а 31 марта 1753 г., по благословению митрополита Сильвестра, освящена новая каменная церковь Покрова, до сего времени существующая. Церковь одноэтажная и однопрестольная, без колокольни. Заслуживает внимания в этом храме иконостас. Он деревянный, мелкой ручной столярной работы, золоченый, в 7 ярусов с 12-ю колоннами, с резными-же, золочеными царскими вратами. Резьба сделана на подобие сплетающихся виноградных лоз. Из предметов, замечательных по своей древности, имеются следующие: 1) Евангелие, отпечатанное в Москве в 1698 г., в лист, на александрийской бумаге, обложенное сребро-позлащенными 84 пробы досками, с изображением на них: в средине – сошествия Спасителя во ад, а по углам – четырех евангелистов; 2) Евангелие, отпечатанное в Москве в 1697 г., в поллист, на простой бумаге, обложенное темно-синим бархатом, с чеканными изображениями на лицевой стороне – в средине, на возвышенном сребро-позлащенном круге – Господа – Вседержителя, на углах – 4-х евангелистов; 3) крест сребро-позлащенный 84-й пробы, весом 1 ф. 37 зол., с чеканными изображениями: в средине – распятия Господа, по сторонам – снятия Спасителя со креста и положения Его во гроб, вверху – сошествия Спасителя во ад, внизу – Тайной Вечери. Год сооружения креста не известен, но по внешнему виду на до полагать, что он сооружен не позднее 1690-х годов. Когда Покровская церковь стала приходскою, сведений об этом не имеется. В настоящее время в состав прихода, кроме городских жителей, входят еще жители деревень: Пряничниковой – в 5 в., Сергеевой – в 8 в., Постниковой – в 9 в., Гоголюхиной – в 10 в., Глазуновой – в 12 в., Вагиной – в 13 в., Путимки – в 13 в., Пушкаревой горы – в 14 в., Бердуновой «на берегу» - в 8 в., Бердуновой «под севером» - в 9 в., Бердуновой «у Кривого озера» - в 9 в. и Добрыниной – в 10 в. Численность прихожан простирается до 514 м. п. и 569 ж. п. Городские прихожане разсеяны по всему городу и живут среди прихожан других церквей. Главное занятие их земледелие; только немногие занимаются мелкою торговлею или ремеслами. Деревенские жители исключительно земледельцы. В приходе имеется каменная часовня во имя Нерукотвореннаго Образа, существующая с давних времен. По преданию, она построена за городом на том месте, где по приговорам судебной власти совершались когда-то смертныя казни осужденных.
Материал из книги "Приходы и церкви Екатеринбургской епархии", изданной в 1902 году.
Другие статьи этого раздела:
Верхотурье. Иоанно-Предтеченская церковь [описание]
Верхотурье. Свято-Троицкий собор [описание]
Верхотурье. Спасо-Воскресенская церковь [описание]
Верхотурье. Успенская церковь [описание]
Друзья, пожалуйста, нажимайте на кнопки соцсетей, этим Вы поможете развитию проекта!