Курс "Как искать своих предков"    Запись здесь

Верхотурье. Свято-Троицкий собор

Свято-Троицкий собор Верхотурский уезд. Настоящий Соборный храм, каменный, однопрестольный, с приделом во имя священномученика Харлампия, по счету уже третий. Первый храм,  построенный одновременно с основанием города, был деревянный с приделом  во имя муч. Феодора Стратилата; в 1607 г. к нему был пристроен еще придел в честь Рождества Христова. Храм этот сгорел и вместо него был построен новый, с приделами: во имя Сергия Радонежскаго Чудотворца и во имя св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Вместо этого втораго храма построен был наконец настоящий каменный храм. Заложен он был в 1703 г., а окончен постройкою в 1709 г., по грамотам блаженныя  памяти Великаго Государя, Царя и Великаго Князя Петра I Алексеевича, Самодержца Всероссийскаго и по благословению Филофея, митрополита Сибирскаго и Тобольскаго. Строился он казною Великаго Государя «при вспоможении градских и уездных людей». На постройку его казенных средств употреблено 5253 р. 93 ¾ к. Освящен храм был 16 Апреля 1709 года по благословенной грамоте того же митрополита Филофея. Вероятно, уже после освящения главнаго храма, к нему был пристроен с северной стороны придел во имя св.-муч. Харлампия совершенно другой архитектуры. Полагать, что это было при реставрации собора после страшнаго пожара 18 Июля 1738 г., известнаго под именем «Ильинскаго», когда собор снаружи обгорел и в следующем году возобновлен и снова освящен. Соборный храм, пятиглавый, имеет вообще величественный вид и до сего времени. В течение своего почти двухсотлетняго существования он подвергался неоднократным ремонтам. Наиболее капитальные ремонты были произведены в 1812 – 1813 г.г. и в 1857 – 1859 г.г. Последний ремонт производился под наблюдением особо учрежденной комиссии и при пособии из средств св. Синода в 4500 р.  Между прочим, в 1870 году при смене деревяннаго пола мраморным в Харлампиевском приделе был разобран и предан сожжению изветшавший прежний престол. При разборке престола под ним найден деревянный восьми-конечный крест, водруженный в средине деревянной связки между нижними концами столбцев престола. На этом кресте были следующия надписи чернилами: на одной стороне – «1712 г.», на другой «1790 года Декабря 21 дня». Вероятно, эти надписи означают время освящения первых двух престолов. Достойна также внимания надпись изразцовыми буквами, сделанная под карнизом главнаго храма, трапезы и колокольни, которая гласит: «лета от сотворения света 7211, а от Рождества Христова 1703, а обложена сия церковь во имя Святыя Живоначальныя Троицы повелением благочестивейшаго нашего Монарха, Великаго Государя и Великаго Князя, Петра Алексеевича всея белыя и малыя России самодержца 32»… (далее слов не достает, потому, что изразцы выпали, а нужно, кажется, читать «от рождения»)…»Его при благоверном, благородном Государе нашем цесаревиче и Великом князе Алексие Петровиче от рождения его в 15 лето, государя между патриаршества в управлении патриаршаго престола, преосвященнаго Димитрия» (здесь очевидная ошибка: вместо Стефана (Яворскаго) выложено Димитрия) «митрополита Рязанскаго и Муромскаго благословением в духовном чину, преосвященнаго Филофея, митрополита Тобольскаго и Сибирскаго, при бытии на Верхотурье воеводою, стольника Алексея Ивановича Калетина, совершился в лето 1703 году». На стенах соборной трапезы в прежнее время было много надписей, указывавших время смерти и место погребения воевод и других знатных лиц, но при оштукатурке стен в 1857 – 59 г.г. все эти надписи уничтожены и с них не оставлено даже списков. Иконостас в главном храме 4-х ярусный высотою 3 саж. 2 ½ арш., шириною в 5 саж., вызолочен и увенчан крестом, окруженным сиянием. Иконы в нем греческаго письма, дорого ценимаго людьми, понимающими живопись. Иконы писаны Иоанном, крестовым иеромонахом Тобольским архиерейскаго дома. В виду древности собора следовало-бы ожидать, что в нем много древних церковных вещей, но, к сожалению, таких вещей к настоящему времени сохранилось не много. Эти замечательныя по своей древности предметы следующие: 1) напрестольный крест серебряный, чеканной работы, по краям позлащенный, с передней стороны был обложен правским жемчугом в один ряд; в нем, как значится по надписям на обратной стороне, находится 12 частей от мощей разных святых, а именно, части свв. мощей: «апостола Андрея Первозваннаго, евангелиста Марка, апостола Варнавы, пророка Даниила, Гурия Казанскаго Чудотворца, Василия Великаго, Праведныя Анны, царя Константина, Феодора Стратилата, мучеников, иже в Севастии, преподобнаго Александра Свирскаго, преподобнаго Даниила». На нижнем роге той-же стороны чеканная надпись: «построен сей Животворящий Крест Господень в соборную церковь Пресвятыя Троицы на Верхотурье, пожаловал Великий Государь Царь и Великий Князь Алексий Михайлович, вся России Самодержец;» 2) второй крест гладкий с изваянными на нем изображениями и по построению своему представляется древнейшим перваго. Впрочем известно, что и этот крест есть дар царя Алексея Михайловича, присланный с протоиереем Иваном Михайловым. В нем, как видно по надписям с исподней стороны, вложены части свв. мощей: «апостола Андрея Первозваннаго, Артемия Веркольскаго Чудотворца, свв. безсребренников Космы и Дамиана, св. мученика Кира, св. мученика Иоанна, св. мученика Ореста, св. муч. Иоанна, новаго чудотворца, св. муч. Параскевы и Феодосии девицы». 3) Кадило серебряное, вновь позлащенное, чеканной работы, древней фигуры на четырех цепях, креме поддерживающей верхнюю часть его. На верхней части кадила чеканная надпись: «сие кадило построил в Соборную церковь Пресвятыя Живоначальныя Троицы, что на Верхотурье, пожаловал Великий», на нижней: «Государь Царь и Великий Князь Алексий Михайлович всия России Самодержец 7148 (1640) при протопопе Иоанне Михайлове». 4) Кадило серебряное без пробы, древней работы, весом 1 ф. 57 дол. на длинных пяти цепочках, 5) Образ Живоначальныя Троицы на деревянной доске с серебряным по краям, гладким окладом; лики ангелов, Авраама и Сары окружены серебряными венцами чеканной работы под золотом; в длину икона имеет 8, в ширину 7 четвертей. Образ этот стоит за правым клиросом, в главном храме, в особом киоте. На этой иконе внизу надпись «сей Пресвятыя Живоначальныя Троицы образ благословением и помощью того самаго Отца и Сына и Св. Духа, истиннаго Бога нашего и Государя нашего Царя и Великаго Князя Алексия Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца написан во царствующем Богоспасаемом граде Москве иконописцем Григорием Аврамовым и поставлен в Богоспасаемом граде Верхотурье во сей Соборной, Пресвятыя Живоначальныя Троицы, церкви, во славу Пресвятаго и велелепнаго ея имени в лето от создания мира 7178, а от воплощения Слова 1670 при протопопе тоя святыя Церкви Алексие Михайлове»; 6) древняя хоругвь, на которой изображена икона Нерукотвореннаго Спаса разноцветными шелками и по местам шитая золотом и серебром. Вокруг хоругви по полям надпись – вверху, с правой стороны ея: «Архангел Михаил», над венцом Спасителя: «Иисус Христос», с левой стороны «Архангел Гавриил», далее на боку «лета 7157 г. Сентября 13 день, от Рождества Христова 1649 г. при благоверном Государе, и Царе и Великом Князе Алексие Михайловиче, всея России и при благоверной Царевне и Великой Княгине Марии Ильиничне, при их благоверном Царевиче и Великом Князе Митрие Алексеевиче в дом Живоначальныя Троицы ко Всемилостивому Спасу по своему обещанию». Внизу хоругви: «Верхотурскаго воеводы Бориса Семеновича Дворянинова приложила жена его руку». С другой стороны хоругви на полотне образ Живоначальныя Троицы, изображенный красками, внизу котораго надпись: «от Рождества Христова 1670, от сотворения 7178 маия в 15 день строил образ Живоначальныя Троицы в Соборную и Апостольскую Церковь, что на Верхотурье, приложил дьяк Иосиф Иванов на хоругве и сия хоругвь его Иосифова строения». При соборе имеются евангелия годов 1657, 1662, 1663, 1748 и 1766. – С самаго начала своего существования до начала XIX столетия Свято-Троицкий Собор был церковью безприходною. Первыми прихожанами, о каторых говорится в церковных документах, были не местные и постоянные жители г. Верхотурья, а временно проживающие: чиновники, писцы присутственных мест и нижние чины местной военной команды. Эти же люди и в настоящее время составляют часть прихода соборной церкви. Местные и постоянные прихожане образовались из прихожан Одигитрие-Богородицкой церкви, которые, с припискою в 1814 году церкви к собору, стали составлять приход соборной церкви. Все они ныне мещане, - потомки «стрельцов и пушкарей», которые с самаго основания города поселились за рекой Турой. Кроме этих прихожан заречных есть и в самом городе приписанных к собору дворов до тридцати мещанскаго сословия. Купеческаго сословия в соборный приход входить три дома. Все прихожане великорусы и вероисповедания православнаго. Численность их весьма незначительна, а именно: постоянных жителей – прихожан считается: дворов 75-ть, число душ мужскаго пола 169-ть, женскаго пола 156, обоего пола 325-ть. Лица мещанскаго сословия, некоторые занимаются землепашеством; но это занятие, при малоземельности, многим не доставляет годоваго пропитания; жители заречной стороны в большинстве очень бедны и занимаются поденными работами у достаточных людей; в зимнее время занимаются доставкою дров, а в летнее – выделкою кирпича. В приходе Соборнаго храма две часовни, первая – в честь Св. Троицы, выстроена в 1866 г. на счет Верхотурскаго мещанина Александра Пяткова. Вторая – выстроена на могиле некоего Верхотурскаго юродиваго Космы. Устное предание говорить, что этот юродивый был из местнаго жителей Верхотурья и был юродив от рождения. Тоже предание передает, что фамилия Космы «Немтинов». Кроме обычных, повсюду совершаемых крестных ходов, из собора бывают два местные крестные хода: в субботу пред Троицыным днем и 30 Июня. Первый бывает для встречи, а второй для провождения иконы Нерукотвореннаго Спаса,  которая приносится в собор из Спасской Церкви села Красногорскаго.

Материал из книги "Приходы и церкви Екатеринбургской епархии", изданной в 1902 году.

Другие статьи этого раздела:

Верхотурье [описание]

Верхотурье. Покровский храм [описание]

Верхотурье. Спасо-Воскресенская церковь [описание]

Верхотурье. Успенская церковь [описание]

Висимо-Уткинский завод [описание]

 

 



Друзья, пожалуйста, нажимайте на кнопки соцсетей, этим Вы поможете развитию проекта!